Тема 9. Осложнённое простое предложение


Цели: углубить знания о простом  осложненном предложении; ознакомить учащихся с синтаксическим разбором простого предложения; расширить знания о предложении, осложненном  однородными членами, обращениями, причастными, деепричастными оборотами и т.д.;

Интерактивные задания по теме

Ход учебного занятия
1.     Организационный момент
2. Фронтальный опрос:
- Какие предложения называются неполными? (Предложения с пропущенными членами, которые легко восстанавливаются из предыдущих предложений или из ситуации)
- Какие предложения называются односоставными?
- Какие типы односоставных предложений вам известны?
- Чем выражено сказуемое в предложениях определённо-личных?
- Чем выражено сказуемое в предложениях неопределённо-личных?
- В каких случаях определённо-личные и неопределенно-личные предложения имеют обобщенное значение?
3. Тестовая работа по теме  «Простое предложение. Типы односоставных предложений»
1. К односоставным предложениям относятся: 1,2,5
1)              У каменных ворот в крепость никого не было.
2)              В степи нет грибов, кроме шампиньонов и луговиков.
3)              Человеку особенно дорога родная сторонка.
4)              Предположение о полёте птиц по магнитным линиям Земли недавно было полностью опровергнуто учёными.
5)              От этого задумчивого пересвистывания красногрудых пушистых птичек, от мягкого снегового утра, от укутанных пальчиков молодых елок особенно хорошо, мирно, свежо на душе.
2. К неопределённо-личным предложениям относятся: 1
1) За завтраком каждому выдали двойную порцию сливочного масла.
2) На снегу при круглом следе отпечатка когтей не увидишь.
3) В Витебске ведется активная подготовка к «Славянскому базару».
4) В августе в природе улавливались приметы перехода лета в осень.
5) Отдай кольцо и ступай домой.
3. К односоставным предложениям относятся: 3,5
1) Увлекательна прогулка с корзинкой по покоям задумчивого леса.
2) Вон над чёрными кустами край неба смутно яснеет.
3) Тебе следует больше читать классику.
4) Пеший конному не товарищ.
5) Помнишь эту пурпурную ночь, друг?
4. К двусоставным предложениям относятся:2,3
1) У старухи колхозницы отняло речь.
2) Прими привет моей свирели ты, Беларусь, и, Янка, ты!
3) Постепенно с новым обычаем наряжать ёлку стал связываться и образ Деда Мороза.
4) Современному человеку необходимо знать несколько языков.
5) Мальчишескому своеволию нет ни преграды, ни конца.
5. К назывным относятся предложения: 3,4
1) Поблизости ни следа человеческого жилья.
2) Пустынны и печальны Карпаты в осенний ветреный вечер.
3) Девятый час утра.
4) Это мелкая однолетняя травка с сильно ветвистым коротеньким стеблем, одетым многочисленными узкими листьями.
5) В саду ни звука.
6. К безличным предложениям относятся:1,3,4
1) На свежем осеннем воздухе дышать приятно и шагать легко.
2) Каким должен быть хороший вопрос?
3) Когтей на лапах рыси не видно.
4) Им было о чём поговорить.
5) Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.
7. К двусоставным предложениям относятся:2,5
1) Одеваешься возле открытого иллюминатора, в который тянет апрельской свежестью.
2) Время засекалось по последнему человеку.
3) Ногу ему отняли ещё в ту германскую войну.
4) Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!
5) Правда всего дороже.
8. Соотнесите предложение и его характеристику: А5, Б3, В2, Г4, Д3
А. Вот прошлогодняя копна, хочешь погреться?
1. Двусоставное
Б. К Витебску подъезжали в сумерках.
2. Односоставное, определенно-личное
В. Идем по старым, заросшим осинником гарям, без тропы.
3. Односоставное, неопределенно-личное
Г. Нет ничего печальнее пейзажа нагорья – унылого пространства заболоченных далей.
4. Односоставное, безличное
Д. Выезжали поздно, тянулись до рассвета.
5. Односоставное, назывное
9. К определенно-личным относятся предложения: 2,3
1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет».
2) – А теперь будь доктором, -- пододвинулся дядя Мирон поближе.
3) Забывайте о своих неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим.
4) В амбарчике пахло мукой и мышами.
5) Внизу как будто никого не было.
10. К назывным предложениям относятся: 1
1) Забытый людьми край.
2) Сегодня целый день солнечно.
3) Вокруг видны лишь лесные бугры, небольшие ельнички и бесприютные озеринки.
4) Мякоть у дынь оранжево-жёлтая или насыщенно зелёная.
5) Вокруг клюва у грача широкое белое пятно.
11. К определенно-личным предложениям относятся: 1,3,4
1) Идёшь по лесу, не налюбуешься высокими и стройными соснами.
2) На окнах нет ни штор, ни цветов.
3) Возьми в библиотеке книгу о путешествиях.
4) В каждой избушке на пути своём пользуюсь заготовленными дровами.
5) Без букв и грамматики не учатся математике.
12. К неопределённо-личным относятся предложения:4,5
1) Всем стало смешно.
2) Этот пустырь никому не принадлежит.
3) Даже самолёту потребуется несколько часов, чтобы облететь этот полуостров.
4) Больного предупредили, что ему надо особенно беречься в дождливый осенний сезон.
5) На них расставят глиняные горшки с горячим отваром.
13. Соотнесите предложение и его характеристику: А4, Б4, В1, Г5, Д3
А. Наконец шума совсем не стало слышно.
1. Двусоставное
Б. В соседней комнате украшают ёлку, и детям не сидится на месте.
2. Односоставное, определенно-личное
В. В окно была видна штукатурка соседнего дома.
3. Односоставное, неопределенно-личное
Г. «Вон кукушка!» -- сказал Степан, выходя из-за куста.
4. Односоставное, безличное
Д. Недаром ставят заостренные металлические листы, врытые в землю, чтобы поймать молнию
5. Односоставное, назывное
14.   К безличным предложениям относятся:1,3,5
1)              Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну.
2)              Попробовать дыню дают не всякому человеку здесь.
3)              Так много обидных слов сказано мне.
4)              Это было достойным завершением трудной миссии.
5)              Детям разрешено было купаться.

4. Синтаксическая разминка
- Какую синтаксическую единицу называют предложением? (Предложение – это минимальная единица речи, слово или группа слов, связанных по смыслу и грамматически, имеющая интонационную законченность и выражающая какую-то мысль).
- Что такое предикативность? (Отнесённость сообщаемого к действительности)
- Каковы функции предложения? (Сообщение о реальном или нереальном  факте; выражение вопроса; выражение побуждения)
- Какие признаки свойственны предложению?
- Какое слово в предложении выделяется логическим ударением в устной речи? (Слово, наиболее важное в смысловом отношении).
- Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
- Какие члены предложения являются второстепенными?
- Определение, известное вам,  записано на доске с пропусками. Восстановите высказывание. (Учащимся предлагается восстановить предложение и ответить на вопрос, что такое предложение)
Вывод:
Предложение
Минимальная единица общения, которая служит средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Функции предложения
Содержит: сообщение о событиях, фактах действительности; вопрос; побуждение к действию
Признаки предложения
Предикативность, смысловая и интонационная завершенность
Виды связи слов в предложениях
1)              Связь между подлежащим и сказуемым (предикативная связь);
2)              Сочинительная связь;
3)              Подчинительная связь
Характеристика предложения
По количеству грамматических основ: простое и сложное
По цели высказывания: повествовательное, вопросительное. Побудительное
По эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное
По наличию второстепенных членов: распространенное, нераспространенное
По строению грамматической основы: двусоставное, односоставное
- О каком предложении пойдет речь сегодня на уроке? Что мы сегодня узнаем нового?
- Каждому ряду предлагается с доски списать предложение, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор. Анализируя эти предложения, мы и подойдём к теме урока.
·                  Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к прибою, сверкающему пеной.
(Повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено деепричастным и причастным оборотами, однородными дополнениями)
·                  Вкусен и полезен чай из мяты, душицы и сушеных ягод смородины, малины, рябины.
(Повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено однородными сказуемыми и однородными несогласованными определениями)
·                  Осень пришла врасплох и завладела садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (Повест., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено однородными сказуемыми, однородными дополнениями)
Вывод: перед нами простые предложения, требующие к себе особого внимания. Мы говорили о том, что они все чем-то осложнены, притом даже дважды.
Осложнение – это ситуация, когда к простому добавляется нечто, что делает это простое уже не простым, но ещё и не очень сложным. Как, к примеру, дом и пристройка – не один дом, но ещё и не 2; карманы, воланы, манжеты делают наше платье несколько сложным для пошива, но это ещё не два платья.
5. Введение нового материала. Как и чем можно осложнить предложение? (работа с таблицей)
Простое предложение
Осложненное предложение
Сложное предложение
повествовательное, побудительное, вопросительное по цели высказывания
повествовательное, побудительное, вопросительное по цели высказывания
повествовательное, побудительное, вопросительное по цели высказывания
восклицательное или невосклицательное по эмоциональной окраске
восклицательное или невосклицательное по эмоциональной окраске
восклицательное или невосклицательное по эмоциональной окраске
одна грамматическая основа; односоставное или двусоставное по строению грамматической основы
одна грамматическая основа;
односоставное или двусоставное по строению грамматической основы;
однородные подлежащие или сказуемые
две и более грамматических основ; части сложного предложения могут быть односоставными или двусоставными по строению грамматической основы
распространенное или нераспространенное по наличию второстепенных членов
распространенное или нераспространенное по наличию второстепенных членов:
·                  однородные определения, дополнения или обстоятельства;
·                  обращение; (не член предложения)
·                  обособленные определения; (причастные обороты, прилагательные с зависимыми словами или одиночные прилагательные);
·                  обособленные обстоятельства;
·                  обособленные дополнения;
·                  обособленные приложения;
·                  междометия;
·                  уточняющие члены предложения;
·                  сравнительные обороты;
·                  вводные слова, вводные конструкции; (не член предложения)
части могут быть распространенными или нераспространенными по наличию второстепенных членов
7. Наблюдение над языковым материалом
1.               Записывается предложение в тетрадь, правильно выделяются знаками препинания обороты (содержится характеристика кинотеатра, говорящего и его соседа одновременно)
·                 В кинотеатре, недавно построенном в центре города, я, страстный любитель современных фильмов, познакомился с моим соседомвеличественным стариком лет семидесяти, одетым в светлый костюм.
Вывод: осложненным называют предложение, в котором на одной грамматической основе выражается более одного сообщения о событиях, фактах действительности.
- Осложнение предложения может происходить с различными целями и разными способами.

1.               Обратитесь к кому-нибудь с этим сообщением:  Друзья, уже повеяло настоящими холодами!
2.Сообщите больше информации, введя однородное дополнение: Уже повеяло настоящими холодами и морозами.
3.Выскажите своё отношение с помощью слов (наверно, видимо, по словам синоптиков): Видимо, уже повеяло настоящими холодами.
4.Дайте добавочные сведения: Уже повеяло настоящими (это в ноябре-то!) холодами.
5.Уточните один из членов предложения: Уже повеяло настоящими холодами, лютыми, трескучими, зимними.

Порядок синтаксического разбора простого предложения (стр. 151)
- Синтаксический разбор предложения:
[Здесь любят всё живое: деревья, шум ветра, траву]. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными дополнениями при обобщающем слове).
8. Подведение итогов учебного занятия
9. Рефлексия

Комментарии