Тема 8. Односоставные предложения. Неполные предложения


Цели учебного занятия :
§  обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности - выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
§  учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки  употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
§  воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

Интерактивные задания по теме

Ход учебного занятия
I.            Организационный момент
II.         Страница «А знаете ли вы?»
Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На английском это звучит: «Good morning!».  По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите. (Здравствуйте!)
 -    Охарактеризуйте это предложение.
III.       Игра «Неоконченная фраза».
- Я предлагаю вам высказывание А.П. Чехова.
В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».
- Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.
-  А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.
- Выделите грамматическую основу в данном предложении.

IV.           Объяснение теоретического материала.
Односоставные предложения – это простые предложения, в которых грамматическая основа представлена одним из главных членов предложения, выступающем в абсолютно независимой позиции.
Односоставные предложения могут быть
ü  как распространенными, так и нераспространёнными;
ü  как полными, так и неполными.

по способу выражения главного члена



виды предложений



чем выражен главный член



примеры
глагольные
(сказуемое)
определённо-личные
глагол личным окончанием указывает на определённое лицо (я, ты, мы, вы)
1-е, 2-е лицо  ед., мн. числа  наст., буд. времени;
повелительн. наклонение
Брожу в прохладной полутьме.
Вернись!
Слезами горю не поможешь.

неопределённо-личные
действующее лицо мыслится как неопределённое (они)

3-е лицо мн. числа  наст., буд. времени;


прош. время мн. числа

Наверху зажгли лампу.
Времена не выбирают.
Пришли и победили.
безличные

обозначают действие или состояние, независимое от производителя









ü  безличный глагол

ü  личный глагол в значении безличного
ü  краткое страдательное причастие ср.р.
ü  предикативное наречие


ü  словами нет, не было, не будет

ü  инфинитив + зависим. компонент (безличн. глаг., предикативн. наречие)

ü  инфинитив (без зависимого компонента)

Светало.
Вечереет.
Потянуло холодом.

В саду прибрано.

Мне в холодной землянке тепло
На улице торжественно.
Нет на свете мук сильнее муки слова.
Пришлось выслушать товарища.
Трудно описать моё удивление.
Нам бы у вас пожить немного.
Не догнать тебе бешеной тройки.
именные
(подлежащее)
назывные
(обозначает предметы, явления, состояния, мыслимые во времени)




ü  существительные в И.п.
ü  числительное в И.п.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Удивительное время.


Обратите внимание!
1.     в неопределённо-личных предложениях при отсутствии подлежащего форма ед.ч. прош.вр. в функции сказуемого является показателем неполного двусоставного предложения:  А где кораблик?  Уплыл!
2.     при обратном порядке слов безличные предложения становятся двусоставными:
      Об этом рассказать трудно. – Ср.: Об этом трудно рассказать.
3.     если в предложении с одним подлежащим имеются второстепенные члены предложения, относящиеся к отсутствующему сказуемому, то это двусоставное неполное предложение: На щеках твоих алые пятна.
4.     двусоставными предложениями будут те предложения, в которых сказуемое выражено согласованным определением, стоящим после существительного в И.п.: Погода хорошая. – Ср.: Хорошая погода.

V.              Тренировочные упражнения
1.     Тест
1.     Укажите безличные предложения:
1)     Ночью мне не спалось.
2)     Мороз и солнце!
3)     Мне стало холодно.
4)     Поражаюсь листве.
5)     Видишь далеко кругом.
6)     Мне на пеньке средь жёлтой поляны не верилось и не думалось об опасности.
7)     Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
8)     В раскрытые окна пахло сиренью.
9)     Сижу за столом у открытого стола.
10) Егора позвали обедать.
11) Мне в душу повеяло жизнью и волей.
12) Пронзительные и точные стихи.
13) Из Дуная уже не напьёшься.
14) Пахнёт дымом у песчаной печки.        Ответ: 1, 3, 6, 8, 11, 14

2.     Укажите неопределённо-личные предложения:
1)     Доктору отказывают в перевязочных средствах.
2)     Открылись скучные углы.
3)     Критиковали в своё время Есенина.
4)     Тебя вспоминать на рассвете не буду.
5)     Послевоенное школьное время.
6)     С утра сенокосили, носились.
7)     Не любуйся этим пышным садом.      Ответ: 1,3,6,

3.     Укажите определённо-личные предложения:
1)     Зима. Метелица метёт. Буран влетает в сени.
2)     А сейчас сформулируем ещё одно правило.
3)     Левинскому сообщили об эшелоне с оружием.
4)     Телеграммы чаще всего печатают без знаков препинания.
5)     Используйте название «художественный текст под лингвистическим микроскопом.
6)     Такое трудно себе представить.
7)     Вдруг вспоминается всякая ерунда.
8)     С утра волоку на верёвке тяжёлую лодку по отмелям.
9)     Из форточки тянет сырой землёй.
10) Напьёшься чаю и перечитаешь «Тома Сойера»
11) Помню обгорелый собор с пробитым куполом.
12) Ему почему-то не спится.          Ответ: 2, 5, 8, 10, 11

4.     Укажите неполные предложения.
1)     Не ходи.
2)     Сила слова – в правде.
3)     Пришёл слишком поздно.
4)     На небе ни облачка.
5)     Она встала и быстро пошла к выходу.
6)     На другой день уже красили на доме крышу и белили стены.
7)     Несите скорее фонарь!
8)     В знании – сила.
9)     Татьяна в лес, медведь за ней.
10)  Море темнеет.           Ответ: 2,3,4, 8,9

5.     Укажите тип простого предложения:
            Пахнет сеном над лугами.
1)     Назывное;
2)     Определённо-личное;
3)     Неопределённо-личное;
4)     Безличное;
5)     Двусоставное.       Ответ: 4

2.     Распределительное задание
Определите тип односоставного предложения:
А – определенно-личное;
Б – неопределенно-личное;
В – безличное;
Г – назывное.
1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.
2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно.
3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
4. Страшный треск... Крики...
5. У нас сорвало обе мачты и все паруса.
6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.
7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
8. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.
9. Чужим умом умен не будешь
10. Снявши голову, по волосам не плачут.
11. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.
12. Хочу записаться в секцию плавания.
13. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.
14. Вот и весна.
15. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.
16. Примите дивное посланье из края дальнего сего.
17. От его слов становится Никите нестерпимо жутко.
18. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.
19. Ночью холодом веет с земли.
20. За одного битого двух небитых дают.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
Б
В
В
Г
В
А
А
Б
А
Б
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Ответ
В
А
В
Г
Б
А
В
А
В
Б


VI.           Подведение итогов учебного занятия
Фронтальный опрос: «Что Я знаю об односоставном предложении с главным членом сказуемым?»
- В чём особенности односоставных предложений каждого вида?
- Чем может быть выражен главный член безличного предложения?
УСТНО
Потеряешь день – не догонишь за пять. (определённо-личное)
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. (определённо-личное)
Тише едешь – дальше будешь. (определённо-личное)
После драки кулаками не машут.  (неопределённо-личное)
Цыплят по осени считают. (неопределённо-личное)
Времена не выбирают, в них живут и умирают. (неопределённо-личное)
- В чём особенность этих односоставных предложений? (Как определенно-личные, так и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение. Все зависит от формы глагола-сказуемого).

Комментарии