Тема 8. Односоставные предложения. Неполные предложения
Цели учебного занятия :
§
обобщить
материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности - выражения
грамматической основы в односоставных конструкциях;
§
учиться
строить односоставные предложения, отрабатывать навыки употребления их в речи, оценивать
выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие
способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого
этикета;
Ход учебного занятия
I.
Организационный
момент
II.
Страница «А знаете
ли вы?»
Учитель.
Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На
английском это звучит: «Good
morning!». По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это
будет звучать на русском языке? Ответ запишите. (Здравствуйте!)
- Охарактеризуйте это предложение.
III.
Игра «Неоконченная
фраза».
- Я предлагаю вам высказывание А.П. Чехова.
В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и
мысли)».
- Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают
ответы и характеризуют предложение.
- А теперь давайте посмотрим, как эта фраза
звучит у А.П. Чехова.
-
Выделите грамматическую основу в данном предложении.
IV.
Объяснение
теоретического материала.
Односоставные предложения
– это простые предложения, в которых грамматическая основа представлена одним
из главных членов предложения, выступающем в абсолютно независимой позиции.
Односоставные предложения
могут быть
ü как
распространенными, так и нераспространёнными;
ü как полными, так и
неполными.
по способу выражения главного
члена
|
виды предложений
|
чем выражен главный член
|
примеры
|
глагольные
(сказуемое)
|
определённо-личные
глагол
личным окончанием указывает на определённое лицо (я, ты, мы, вы)
|
1-е, 2-е
лицо ед., мн. числа наст., буд. времени;
повелительн.
наклонение
|
Брожу в прохладной полутьме.
Вернись!
Слезами горю не поможешь.
|
неопределённо-личные
действующее
лицо мыслится как неопределённое (они)
|
3-е лицо
мн. числа наст., буд. времени;
прош.
время мн. числа
|
Наверху зажгли лампу.
Времена не выбирают.
Пришли и
победили.
|
|
безличные
обозначают
действие или состояние, независимое от производителя
|
ü безличный глагол
ü личный глагол в значении
безличного
ü краткое страдательное причастие
ср.р.
ü предикативное наречие
ü словами нет, не было, не будет
ü инфинитив + зависим. компонент
(безличн. глаг., предикативн. наречие)
ü инфинитив (без зависимого
компонента)
|
Светало.
Вечереет.
Потянуло холодом.
В саду прибрано.
Мне в холодной землянке тепло…
На улице торжественно.
Нет на свете мук сильнее муки слова.
Пришлось
выслушать товарища.
Трудно
описать моё удивление.
Нам бы у вас пожить немного.
Не догнать тебе бешеной тройки.
|
|
именные
(подлежащее)
|
назывные
(обозначает
предметы, явления, состояния, мыслимые во времени)
|
ü существительные в И.п.
ü числительное в И.п.
|
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Удивительное время.
|
Обратите
внимание!
1.
в неопределённо-личных предложениях при отсутствии
подлежащего форма ед.ч. прош.вр. в функции сказуемого является показателем неполного
двусоставного предложения: А где кораблик? Уплыл!
2.
при обратном порядке слов безличные предложения
становятся двусоставными:
Об этом рассказать трудно. –
Ср.: Об этом трудно
рассказать.
3.
если в предложении с одним подлежащим имеются
второстепенные члены предложения, относящиеся к отсутствующему сказуемому, то
это двусоставное неполное предложение: На щеках твоих алые пятна.
4.
двусоставными предложениями будут те предложения, в которых
сказуемое выражено согласованным определением, стоящим после существительного в
И.п.: Погода хорошая. – Ср.: Хорошая погода.
V.
Тренировочные
упражнения
1.
Тест
1.
Укажите
безличные предложения:
1)
Ночью
мне не спалось.
2)
Мороз
и солнце!
3)
Мне
стало холодно.
4)
Поражаюсь
листве.
5)
Видишь
далеко кругом.
6)
Мне
на пеньке средь жёлтой поляны не верилось и не думалось об опасности.
7)
Скользя
по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
8)
В
раскрытые окна пахло сиренью.
9)
Сижу
за столом у открытого стола.
10)
Егора
позвали обедать.
11)
Мне
в душу повеяло жизнью и волей.
12)
Пронзительные
и точные стихи.
13)
Из
Дуная уже не напьёшься.
14) Пахнёт дымом у
песчаной печки. Ответ: 1, 3, 6, 8, 11, 14
2.
Укажите
неопределённо-личные предложения:
1)
Доктору
отказывают в перевязочных средствах.
2)
Открылись
скучные углы.
3)
Критиковали
в своё время Есенина.
4)
Тебя
вспоминать на рассвете не буду.
5)
Послевоенное
школьное время.
6)
С
утра сенокосили, носились.
7)
Не любуйся этим пышным садом. Ответ:
1,3,6,
3.
Укажите
определённо-личные предложения:
1)
Зима.
Метелица метёт. Буран влетает в сени.
2)
А
сейчас сформулируем ещё одно правило.
3)
Левинскому
сообщили об эшелоне с оружием.
4)
Телеграммы
чаще всего печатают без знаков препинания.
5)
Используйте
название «художественный текст под лингвистическим микроскопом.
6)
Такое
трудно себе представить.
7)
Вдруг
вспоминается всякая ерунда.
8)
С
утра волоку на верёвке тяжёлую лодку по отмелям.
9)
Из
форточки тянет сырой землёй.
10)
Напьёшься
чаю и перечитаешь «Тома Сойера»
11)
Помню
обгорелый собор с пробитым куполом.
12) Ему почему-то не
спится. Ответ: 2, 5, 8, 10, 11
4.
Укажите
неполные предложения.
1)
Не
ходи.
2)
Сила
слова – в правде.
3)
Пришёл
слишком поздно.
4)
На
небе ни облачка.
5)
Она
встала и быстро пошла к выходу.
6)
На
другой день уже красили на доме крышу и белили стены.
7)
Несите
скорее фонарь!
8)
В
знании – сила.
9)
Татьяна
в лес, медведь за ней.
10) Море темнеет. Ответ:
2,3,4, 8,9
5.
Укажите
тип простого предложения:
Пахнет сеном над лугами.
1)
Назывное;
2)
Определённо-личное;
3)
Неопределённо-личное;
4)
Безличное;
5)
Двусоставное.
Ответ: 4
2. Распределительное задание
Определите
тип односоставного предложения:
А –
определенно-личное;
Б –
неопределенно-личное;
В –
безличное;
Г –
назывное.
1. Теперь
зубров не только охраняют, но и разводят.
2. У въезда
в усадьбу всегда многолюдно.
3. Нам
пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.
4. Страшный
треск... Крики...
5. У нас
сорвало обе мачты и все паруса.
6. Вижу,
вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.
7. Бывает,
зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.
8. Однажды у
нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.
9. Чужим
умом умен не будешь
10. Снявши
голову, по волосам не плачут.
11. Можно
несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.
12. Хочу
записаться в секцию плавания.
13. Мне
выгоднее всего было остаться при вашей больнице.
14. Вот и
весна.
15.
Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.
16. Примите
дивное посланье из края дальнего сего.
17. От его
слов становится Никите нестерпимо жутко.
18. Уверенным
шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.
19. Ночью
холодом веет с земли.
20. За
одного битого двух небитых дают.
№
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Ответ
|
Б
|
В
|
В
|
Г
|
В
|
А
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
№
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Ответ
|
В
|
А
|
В
|
Г
|
Б
|
А
|
В
|
А
|
В
|
Б
|
VI.
Подведение итогов учебного
занятия
Фронтальный
опрос: «Что Я знаю об односоставном предложении с главным членом сказуемым?»
- В чём
особенности односоставных предложений каждого вида?
- Чем может
быть выражен главный член безличного предложения?
УСТНО
Потеряешь
день – не догонишь за пять. (определённо-личное)
Чужую беду
руками разведу, а к своей ума не приложу. (определённо-личное)
Тише едешь –
дальше будешь. (определённо-личное)
После драки
кулаками не машут. (неопределённо-личное)
Цыплят по
осени считают. (неопределённо-личное)
Времена не
выбирают, в них живут и умирают. (неопределённо-личное)
- В чём
особенность этих односоставных предложений? (Как определенно-личные, так и
неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение. Все зависит
от формы глагола-сказуемого).
Комментарии
Отправить комментарий