Тема 7. Синтаксические функции инфинитива
Цели
и задачи: систематизировать знания по определению синтаксической функции
инфинитива; формировать умение разграничивать инфинитив в роли сказуемого,
дополнения, обстоятельства и несогласованного определения; работать над
орфографической и пунктуационной грамотностью; обучение самостоятельному
разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами;
обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему; развитие
языкового чутья; формирование навыка работы со специальной и справочной
литературой.
Ход
учебного занятия
I.
Организационный момент
1.
Работа над темой
?
- Какие вы знаете главные и второстепенные члены предложения?
-Чтобы
вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки
препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.
Выг…нять
перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для
крест…янских мальчиков.
Выводы:
1)
предложение является наглядным примером того, что глагол далеко не всегда
выполняет роль сказуемого;
2) при классификации членов предложения важно уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от главного слова к какому-либо члену предложения, может быть несколько: выгонять (когда? перед чем?) перед вечером; праздник (для кого? какой?) для мальчиков.
2) при классификации членов предложения важно уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от главного слова к какому-либо члену предложения, может быть несколько: выгонять (когда? перед чем?) перед вечером; праздник (для кого? какой?) для мальчиков.
1.
Что вы знаете об инфинитиве?
У
инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо,
число, это неизменяемая форма. В инфинитиве выделяют формообразовательные
суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ
Упражнение
1. Произведите словообразовательный и
морфемный разбор глаголов (вызываются ученики, работа оценивается): подумать,
разрешить, подстричься.
Подумать < думать
; по / дум / а / ть. Разрешить < решить
; раз / реш / и / ть. Подстричься < подстричь
< стричь ; под / стричь / ся.
Вывод: Инфинитив, как неизменяемая форма, не имеет
окончания, образуется обыкновенно от глагола с помощью приставок и суффиксов.
Показатель неопределенной формы глагола – суффиксы -ть, -ти, финаль –чь,
которая является частью корня
Работа с классом с целью определения
синтаксической роли инфинитива.
- Какой может быть в предложении
синтаксическая роль инфинитива?
- Как отличить неопределенную форму глагола –
часть составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена
предложения?
- Чтобы вспомнить, как находятся члены
предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные
буквы. Произведем его синтаксический разбор.
§ Выг…нять
перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.
§ Подойти
к брату было страшно (М.Горький).
§ Я
готов рассказать тебе, поле, про волнистую
рожь при луне (С.Есенин).
§ Да
и ты пойдешь своей дорогой распылять
безрадостные дни (С.Есенин).
§ Он
был отправлен к ней с поручением передать
знак (А.Пушкин).
§ Матушка
в слезах наказывала мне беречь своё
здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей
(А.Пушкин).
Упражнение
2. Запишите предложения, выделите
грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1. Клевать сразу перестало. (Неопределенная форма клевать обозначает
предмет речи и является подлежащим; ее легко можно заменить существительным со
значением «действие как предмет» - клев.)
2. Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От
него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) – служить,
таким образом, служить – сказуемое.)
3. Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав
составного глагольного сказуемого.)
4. Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать.
Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)
5. Я советую тебе вернуться домой. (Советую (что?) вернуться. Вернуться –
это дополнение.)
6. У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами
инфинитив – определение.)
7. Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу.
Инфинитив – обстоятельство цели.)
8. Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив
– часть составного глагольного сказуемого.)
9. Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии. (Зашли (с какой целью?) узнать, это
обстоятельство.)
10. Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив
является определением.)
Вывод:
Инфинитив может выполнять
разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого,
определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом
предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него
вопрос.
Синтаксическая функция инфинитива.
1.
Сказуемое.
1)
в
односоставных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра.
2)
в
двусоставных предложениях (как часть составного глагольного сказуемого): Проститься я
желал с тобой как с другом. Вронский и
Анна продолжали сидеть у стола.
3)
в
двусоставных предложениях (как часть простого глагольного сказуемого): Тут я кричать,
а вода в рот льётся.
2.
Подлежащее.
Независимый
инфинитив при сказуемом, выраженным существительным, наречием, другим
инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме Т.п. со связкой: Следовать за мыслями великого
человека есть наука самая занимательная.Жить
на земле, даже будучи влюблённым, - славное
занятие.
3.
Обстоятельство цели.
Если
относится к глаголам движения (ходить, бежать, двигаться и др.: Ты слушать
исповедь мою сюда пришёл, благодарю. Сосед
иногда наезжает в карты играть.
4.
Несогласованное определение.
Если
поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости,
возможности, желательности и т.д.:При
возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже
всего на свете.
Он дал строгое приказание
не выпускать её из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил.
5.
Дополнение.
Обозначает
действие как объект, на который направлено действие другого лица: В твою комнату я
велю переселить
Андрея.Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.
2.
Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от
инфинитива – второстепенного члена предложения?
Инфинитив
в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может
выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя
упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать
к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный
член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть
составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого
неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее
нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае
предложение потеряет смысл.
Исследование
«Лингвистический эксперимент». Проведем
сравнение роли инфинитива в предложениях. Для этого:
1)
уберем инфинитив из предложения;
2)
постараемся произвести замену инфинитива другой конструкцией.
1.Туман
начинает рассеиваться.
2.
Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку,
наполненную мешками.
3.
Подруги прибежали вечером к Тане готовиться к выступлению.
4.
Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Вывод:
Из первых двух предложений убрать
инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут
передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его
длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?)
утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет
дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным
предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым
обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки).
Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав
составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это
указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что
делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с
какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является
дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на
то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы;
рассказывать буду “я”).
Упражнение
1. Записать предложения, объяснить
знаки препинания, определить роль инфинитива.
1. Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь.
(Обстоятельство цели.)
2. Отправляйся проверить, а мы подождем. (Обстоятельство места.)
3. Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно
на Кавказ. (Несогласованное
определение.)
4. Иван Ефимович, что вы будете делать после войны? (Часть простого глагольного сказуемого.)
5. Уточнить сведения помогли в архиве. (Дополнение.)
6. Дороги начинали раскисать буквально на глазах. (Составное глагольное сказуемое.)
7. Отказаться неудобно. (Подлежащее.)
8. У командира была способность быстро принимать решения. (Несогласованное определение.)
9. Дивизия продолжала двигаться вперед. (Составное глагольное сказуемое.)
10. Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться
на луг. (Дополнение.)
Создание
проблемной ситуации: как различать обстоятельства и дополнения?
- Рассмотрим
предложения:
ü
Вода течет из трубы.
ü
Я ехал в лес.
ü
Мы сидим на ковре.
- Как, по-вашему,
какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?
- При анализе
словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и
зависимым словом, например: идти (где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство);
писать (чем?) ручкой (действие и предмет,
с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?)
тонким голосом (действие и способ его
совершения, голосом-обстоятельство).
Словосочетания
имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно
при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить
вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них
является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение
зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед
нами член предложения – обстоятельство.
Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на
место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить
внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный
вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при
обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется
искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес).
Сравните: Картина нарисована (чем? как?)
кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы
способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.
Заключительный
этап. Подведение итогов
Комментарии
Отправить комментарий