Тема 7. Синтаксические функции инфинитива


Цели и задачи:  систематизировать знания  по определению синтаксической функции инфинитива; формировать умение разграничивать инфинитив в роли сказуемого, дополнения, обстоятельства и несогласованного определения; работать над орфографической и пунктуационной грамотностью; обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами; обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему; развитие языкового чутья; формирование навыка работы со специальной и справочной литературой.
Ход учебного занятия
I. Организационный момент
1. Работа над темой
? - Какие вы знаете главные и второстепенные члены предложения?
-Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.
Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.
Выводы:
1) предложение является наглядным примером того, что глагол далеко не всегда выполняет роль сказуемого;
2) при классификации членов предложения важно уметь задавать к ним вопросы, это иногда вызывает затруднения, поскольку вопросов, задаваемых от главного слова к какому-либо члену предложения, может быть несколько: выгонять (когда? перед чем?) перед вечером; праздник (для кого? какой?) для мальчиков.

1. Что вы знаете об  инфинитиве?
У инфинитива – неопределенной формы глагола – нельзя определить время, лицо, число, это неизменяемая форма. В инфинитиве выделяют формообразовательные суффиксы -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Упражнение 1. Произведите словообразовательный и морфемный разбор глаголов (вызываются ученики, работа оценивается): подумать, разрешить, подстричься.
Подумать < думать ; по / дум / а / ть. Разрешить < решить ; раз / реш / и / ть. Подстричься < подстричь < стричь ; под / стричь / ся.
Вывод: Инфинитив, как неизменяемая форма, не имеет окончания, образуется обыкновенно от глагола с помощью приставок и суффиксов. Показатель неопределенной формы глагола – суффиксы -ть, -ти, финаль –чь, которая является частью корня

Работа с классом с целью определения синтаксической роли инфинитива.
- Какой может быть в предложении синтаксическая роль инфинитива?
- Как отличить неопределенную форму глагола – часть составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?
- Чтобы вспомнить, как находятся члены предложения, запишем предложение, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Произведем его синтаксический разбор.
§  Выг…нять перед веч…ром и пр…гонять на утре…ей з…ре т…бун больш…й праз…ник для крест…янских мальчиков.
§  Подойти к брату было страшно (М.Горький).
§  Я готов рассказать тебе, поле, про волнистую рожь при луне (С.Есенин).
§  Да и ты пойдешь своей дорогой распылять безрадостные дни (С.Есенин).
§  Он был отправлен к ней с поручением передать знак (А.Пушкин).
§  Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей (А.Пушкин).
Упражнение 2. Запишите предложения, выделите грамматические основы, определите, каким членом предложения является инфинитив.
1.      Клевать сразу перестало. (Неопределенная форма клевать обозначает предмет речи и является подлежащим; ее легко можно заменить существительным со значением «действие как предмет» - клев.)
2.      Жить – Родине служить. (Инфинитив жить играет роль подлежащего. От него задаем вопрос к сказуемому: жить (это что такое?) – служить, таким образом, служить – сказуемое.)
3.      Состав, загнанный по ветке, начали разгружать. (Инфинитив разгружать входит в состав составного глагольного сказуемого.)
4.      Охота странствовать напала на него (Грибоедов). (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)
5.      Я советую тебе вернуться домой. (Советую (что?) вернуться. Вернуться – это дополнение.)
6.      У Мцыри было одно стремление – победить. (Стремление (какое?) победить. Перед нами инфинитив – определение.)
7.      Рыбаки расположились на берегу реки удить рыбу. (Расположились (с какой целью?) удить рыбу. Инфинитив – обстоятельство цели.)
8.      Не может судьба одни щедроты сыпать. (Судьба (что делает?) не может сыпать. Инфинитив – часть составного глагольного сказуемого.)
9.      Мы зашли узнать о предстоящей экскурсии. (Зашли (с какой целью?) узнать, это обстоятельство.)
10.   Я получил возможность поближе узнать попутчика. (Получил возможность (какую?) узнать, инфинитив является определением.)
Вывод: Инфинитив может выполнять разные синтаксические функции, мы видели его в роли подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства. Чтобы установить, каким членом предложения он является, следует найти определяемое слово и задать от него вопрос.

Синтаксическая функция инфинитива.

1.      Сказуемое.
1)    в односоставных предложениях: Лучше всего увидеть его с утра.
2)    в двусоставных предложениях (как часть составного глагольного сказуемого): Проститься я желал с тобой как с другом. Вронский и Анна продолжали сидеть у стола.
3)    в двусоставных предложениях (как часть простого глагольного сказуемого): Тут я кричать, а вода в рот льётся.
2.      Подлежащее.
Независимый инфинитив при сказуемом, выраженным существительным, наречием, другим инфинитивом, реже – прилагательным в полной форме Т.п. со связкой: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.Жить на земле, даже будучи влюблённым, - славное занятие.
3.      Обстоятельство цели.
Если относится к глаголам движения (ходить, бежать, двигаться и др.: Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю. Сосед иногда наезжает в карты играть.
4.      Несогласованное определение.
Если поясняет отвлеченное имя существительное с модальным значением необходимости, возможности, желательности и т.д.:При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете.
Он дал строгое приказание не выпускать её из комнаты и смотреть за тем, чтобы никто с ней не говорил.
5.      Дополнение.
Обозначает действие как объект, на который направлено действие другого лица: В твою комнату   я   велю  переселить Андрея.Даша заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.

2. Как отличить инфинитив в составе составного глагольного сказуемого от инфинитива – второстепенного члена предложения?
Инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения, что мы видели, выполняя упражнения. Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами – второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет – часть составного глагольного сказуемого. Кроме того, в составе сказуемого неопределенная форма глагола имеет очень важное смысловое значение, поэтому ее нельзя убрать из предложения или заменить другим членом, так как в этом случае предложение потеряет смысл.

Исследование «Лингвистический эксперимент». Проведем сравнение роли инфинитива в предложениях. Для этого:
1) уберем инфинитив из предложения;
2) постараемся произвести замену инфинитива другой конструкцией.
1.Туман начинает рассеиваться.
2. Старик часто останавливался, отдыхал, а затем вновь принимался толкать тележку, наполненную мешками.
3. Подруги прибежали вечером к Тане готовиться к выступлению.
4. Вы меня просили рассказать о моем проекте.
Вывод: Из первых двух предложений убрать инфинитив без потери смысла нельзя, так как при этом оставшиеся глаголы будут передавать значение начала действия, время, когда оно производится, его длительность, но сведения о самом действии (Что же происходит, происходило?) утрачиваются. В третьем предложении инфинитив, кроме значения действия, несет дополнительную информацию о его цели, он может быть заменен придаточным предложением цели (чтобы готовиться к выступлению) или целевым обстоятельством, выраженным существительным с предлогом (для подготовки). Таким образом, в первом и втором предложениях инфинитив входит в состав составного глагольного сказуемого, а в третьем является обстоятельством. На это указывают и вопросы: от первого глагола к инфинитиву можно задать вопрос что делать?, а от глагола- сказуемого к обстоятельству- смысловой вопрос с какой целью?. В четвертом предложении неопределенная форма глагола является дополнением (Просили (о чем?) рассказать.). Обратите внимание на то, что она обозначает действие, не относящееся к подлежащему (просили вы; рассказывать буду “я”).

Упражнение 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить роль инфинитива.
1.      Лейтенант выходит выяснить, есть ли связь. (Обстоятельство цели.)
2.      Отправляйся проверить, а мы подождем. (Обстоятельство места.)
3.      Были у меня и личные причины поехать в отпуск именно на Кавказ. (Несогласованное определение.)
4.      Иван Ефимович, что вы будете делать после войны? (Часть простого глагольного сказуемого.)
5.      Уточнить сведения помогли в архиве. (Дополнение.)
6.      Дороги начинали раскисать буквально на глазах. (Составное глагольное сказуемое.)
7.      Отказаться неудобно. (Подлежащее.)
8.      У командира была способность быстро принимать решения. (Несогласованное определение.)
9.      Дивизия продолжала двигаться вперед. (Составное глагольное сказуемое.)
10.   Упираясь руками в борта, мы помогали машине выбраться на луг. (Дополнение.)
Создание проблемной ситуации: как различать обстоятельства и дополнения?
- Рассмотрим предложения:
ü  Вода течет из трубы.
ü  Я ехал в лес.
ü  Мы сидим на ковре.
- Как, по-вашему, какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?
- При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти (где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство); писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство).
Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство.
Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес).
Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.

Заключительный этап. Подведение итогов


Комментарии