Тема 6. Второстепенные члены предложения


Цели: повторить и систематизировать знания старшеклассников о второстепенных  членах предложения,  их синтаксической и пунктуационной норме, текстообразующей функции; отрабатывать навыки синтаксического разбора простого предложения,  умения характеризовать его; повторить и закрепить синтаксическую функцию инфинитива,  развивать логическое мышление учащихся; развивать навыки слушания, запоминания и говорения; формировать коммуникативных умения и навыки.

Интерактивный тест по теме

Ход занятия

1. Организационный момент
2. Теоретический опрос:
·        Что вы знаете  о простом предложении?
·        Как характеризуется простое предложение?
·        Какими частями речи может выражаться подлежащее?
·        Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте их.

3. Синтаксическая минутка. Выпишите все возможные словосочетания из предложения. Произведите синтаксический разбор данного предложения.

Чертя за кругом плавный круг, над сонным  лугом коршун кружит.    (А.Блок)

Лингвистический эксперимент:
- Введите в предложения второстепенные члены.
1. Закружились снежинки. В воздухе быстро закружились белые снежинки.
2. Мама поёт.  Моя мама по вечерам поёт колыбельные песни младшей сестренке.
3. Спортсмены тренируются. Белорусские спортсмены упорно тренируются перед международными соревнованиями.
- У каждого главного члена предложения есть свой состав. Свой состав у подлежащего – слова, которые к нему относятся, и свой состав у сказуемого – слова, которые к нему относятся).
Рассмотрим предложение:

Над зарослями деревенского сада  занимается чистая и слабая синева. (К.Паустовский)
Внимание! К подлежащему обычно относятся определения, а к сказуемому – дополнения и обстоятельства.
? - Могут ли второстепенные члены распространяться, иметь при себе зависимые слова? (Да)
? - Так что такое дополнение и как его найти в предложении?
? - Что вы знаете об определении?
? - Что такое обстоятельство?
4. Работа над темой учебного занятия.


характеристика
виды
выражение
примеры
дополнение
обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей

прямое
обозначает предмет, на который направлено действие
·        в  В.п.

·        в  Р.п.:
1. в значении «часть целого»
2. при переходном глаголе с отрицанием
видел берёзы
вывел арестованных

выпить чайку
не рассмотрел лица
косвенное
формы других падежей
выстрелил в медведя
уехал со своими
определение
обозначает признак, качество и свойство предмета, отвечает на вопросы какой? чей? который?
согласованные
(согл. с
 определяемым
словом в роде,
числе и падеже)

·        прилагательными
·        порядковыми      числительными
·        местоимениями
·        причастиями
·        причастн.       оборотами
снежная долина
четвёртый день
твои дни
работающий человек


Несогласованные
(зависят от тех же слов, что и несогласованные, т.е. связаны по способу управления или примыкания)
·        существительное в косвенном падеже с предлог. и  без предлога
·        инфинитив
·        наречие
·        притяжательное местоимение (несклоняемое)
·        несклоняемое прилагательное
·        сочетание слов
стихи Пушкина (у)
воспоминания о прошлом(у)
привычка грубить (п)
рубаха навыпуск (п)
его улыбка (п)

юбка мини (п)
девушка необычайной красоты  (п)
приложение
существительное
женщина-врач
учитель-немец
отец-старик
как человек умный, Базаров
£      Приложение следует отличать от некоторых схожих по форме сочетаний, части которых не связаны определительными отношениями.    Это сочетания синонимов: стежки-дорожки, путь-дорога, беседа-разговор;
                                     сочетание антонимов: купля-продажа, вопросы-ответы, экспорт-импорт;
                                     слова по ассоциации: калинка-малинка,  грибы-ягоды, песни-пляски;
                                     части сложных слов: вагон-ресторан, роман-газета, плащ-палатка.
обстоятельство
обозначает место, время, причину, цель, условие и т.д., характеризует обычно сказуемое
места
где? куда? откуда?
росли за рекой
времени
когда? с каких пор?
до каких пор?
увял на заре
образа действия
как?
каким образом?
бежал быстро
степени действия
сколько?
в какой мере?
 в какой степени?
счастлив безумно
дымка ещё гуще
причины
почему? отчего? зачем?
по какой причине?
вскрикнул от неожиданности
цели
зачем? для чего?
 с какой целью?
летел на отдых
остановились поесть
условия
при каком условии?
не отрекаются любя
уступки
вопреки чему?
несмотря на что?
вопреки предсказаниям погода прояснилась

4. Могут ли определения быть связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания?
? -  Какой член предложения называется определением?
? -  Могут ли определения быть связаны с главным словом по способу управления или примыкания?
Упражнение для наблюдений. Запишите предложения, объясните знаки препинания, подчеркните определения, подпишите части речи, которыми они выражены.
1.      Бледно-голубые, навыкате глаза старика Городницкого наливались слезами и кровью, когда он хвастал Ильей, своим старшим сыном.
2.      Небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на узеньких плечах мальчика.
в) Сообщение ученика-исследователя.
Вывод: Определение может быть выражено как традиционным способом: прилагательным (бледно-голубые, небольшой, новый, узеньких), причастием, причастным оборотом (надетый внакидку), местоимением, порядковым числительным, - так и наречием, существительным. Такие определения связаны с главным словом по способу примыкание, управление. При поиске определения важно обращать внимание на контекст: если главная функция второстепенного члена – передать признак, качество, принадлежность, то его синтаксическая роль – определение (например: навыкате, старика, своим старшим сыном, мальчика); несогласованные определения, кстати, легко можно заменить согласованным (мальчика – мальчишеских).

5. Как отличить приложение от определяющего слова?
а) Ученик-исследователь. Если внимательно посмотреть на первое предложение из предыдущего задания, мы увидим еще одну синтаксическую трудность: как отличить главное слово от приложения. Приложения обозначают:
1) различные качества предмета (красавцы кони, злодейка судьба);  
2) национальность (возница-киргиз);
3) возраст (сторож-старик);  
4) профессию (женщина-штурман);
5) названия газет, журналов, книг, географических названий и др.
В Краткой грамматике сказано: «Существительные, выступающие в роли приложения, обозначают качества и свойства: старик-отец, поэт-новатор, механик-самоучка, народ-победитель; эмоциональные характеристики и оценки: молодец-удалец, девочка-малютка, старушка-золото…злодейка-тоска; функциональные признаки: брат-учитель, старик-крестьянин, женщина-врач…видовые признаки: месяц май, дерево сосна, ягода черника, рыба сом, птица ворон; город Москва, озеро Байкал, гора Эльбрус, река Дон, село Каменка…» Казалось бы, это противоречит теоретическим сведениям из учебника, где сказано, что в сочетании река Москва главным словом является Москва, а река – приложение ( Москва (какая?) река), а в сочетании врач Сергеева главное слово - Сергеева, а врач – приложение (Сергеева (какая?) врач). Дело в том, что «стоящие рядом имена собственные и нарицательные могут выполнять разные функции в зависимости от выражаемого значения. Например, в предложении Вошла его сестра Маша приложением является сестра; будучи логически выделенным, слово сестра может стать определяемым, и тогда собственное имя Маша приобретает функцию уточняющего приложения: Вошла его сестра, Маша».

Упражнение 1. Выпишите приложения с главными словами.
1.      О подвигах Ильи Муромца, любимого русского богатыря, сохранилось много былин.
2.      При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. (Чехов)
3.      Звезды, живые цветы неба, горели над нами. (Горький)
4.      Красавица-зорька в небе загорелась. (Кольцов)
5.      Орлы, жители горных высот, пищу свою добывают на равнине.
Упражнение 2. Самостоятельная работа. Введите в предложение определения и приложения, воспользовавшись словами для справок, запишите, объясните знаки препинания.
1.      Но вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремлющие своды…(Пушкин)
2.      И вот идет она…с востока, за нею синий мрак встает. На меркнущий закат… она задумчиво среди хлебов идет.(Бунин)
3.      Еще ее (Родины) чело в колючий терн одето, но славою сплетен ей лавровый венок. И в небесах над нею зарю победы вижу я… (Кедрин)

? - Почему важно видеть приложения? От этого зависит постановка дефиса.
Упражнение 3. Определите, есть ли дефис при приложении. Поставьте цифру, обозначающую номер предложения, и рядом с ней +, если приложение выделяется дефисом, и - , если нет.
1.      Идет человек незрячий, ведет его девочка проводник.
2.      Здесь, за этой оградой близкой, на виду у притихших вод, жил когда-то поэт Багрицкий.
3.      Едут-едут на восток други  добровольцы.
4.      Не быстра река Тобол и не светла.
5.      Откуда эта пушка  громобой?
6.      Цветастая панорама – наш стадион «Динамо».
7.      Был толковый мост на двух кряжах   быках.
8.      Здесь вещею силой героя   народа ковалась великая наша Победа.
9.      Над Москвой   рекой поднимались здания.
10.    Вот я снова в городе Москве.
(Ответ: нет дефиса 2, 4, 6, 10. Почему?)

6. Как различать обстоятельства и дополнения?
а) Ученик в роли учителя. Рассмотрим предложения:
Вода течет из трубы. Я ехал в лес. Мы сидим на ковре.
Как, по-вашему, какими членами предложения являются из трубы, в лес, на ковре ?
При анализе словосочетаний мы должны вдумываться в смысловые отношения между главным и зависимым словом, например: идти ( где?) лесом (действие и место его совершения, значит лесом - обстоятельство) ; писать (чем?) ручкой (действие и предмет, с помощью которого оно совершается, ручкой - дополнение); петь (как?) тонким голосом (действие и способ его совершения, голосом-обстоятельство). Словосочетания имеют одинаковое строение, но разное грамматическое значение, именно оно важно при классификации члена предложения. Если к существительному можно поставить вопрос и обстоятельства, и дополнения, следует посмотреть, какой из них является более подходящим, обратив внимание на грамматическое значение зависимого слова. Если преимущество отдается вопросу обстоятельства, то перед нами член предложения – обстоятельство. Например: Я ехал (по чему? где?) по дороге. Зависимое слово указывает на место, по которому ехал говорящий. Значит, это обстоятельство. Надо обратить внимание и на то, что при дополнении, выраженном существительным, падежный вопрос совпадает со смысловым, а при обстоятельстве – нет. Более того, при обстоятельстве, выраженном существительным, падежный вопрос кажется искусственным (например: я ехал (куда? во что?) в лес). Сравните: Картина нарисована (чем? как?) кистью. Я охотился (где? в чем?) в лесу. Охотился (на кого?) на тигров. Таковы способы, позволяющие классифицировать дополнения и обстоятельства.
б) Ученик в роли учителя.
Упражнение 1. Выпишите и разберите словосочетания, в которых есть дополнения и обстоятельства (предложения представлены на доске или как раздаточный материал).
1.      Давыдов работал с любопытством.
2.      Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Пушкин)
3.      От радости девочка запрыгала на месте.
4.      При сильной засухе урожай может погибнуть.
5.      Больной Мишка сидел на диване в мамином платке.
7. Как различать определения и дополнения?
? - Как различать дополнения и определения в случаях типа кошелек с тремя рублями (с чем? или какой?), платье из шелка (из чего? или какое?)? Понаблюдаем. Мама сшила платье (из чего?) из шелка (материал). Мне нравится платье (какое?)из шелка (признак , шелковое). В первом предложении из шелка зависит от глагола и обозначает материал, это дополнение, во втором – зависит от существительного, отвечает на вопрос какое?, может быть заменено прилагательным шелковое, обозначает признак, это определение. Таким образом, член предложения в данном случае классифицируется в зависимости от контекста, от того, какое содержание говорящий вкладывает в слово или сочетание слов.
Чтобы отличить дополнение от определения, нужно посмотреть на логическое ударение и принять во внимание стилистические соображения. Дома вытянулись стройной линией вдоль берега реки. Вдоль берега (чего? какого?) реки. Существительное легко заменить прилагательным речного, значит, преимущество следует отдать вопросу определения. Если существительное в Р. п. относится к отглагольному существительному, предпочтение следует отдавать вопросу дополнения, в этом случае замена прилагательным невозможна (например, открытие (чего?) Америки, добыча (чего?) угля, исследование (чего?) Севера).

8. Практический материал. П р о в е р ь      с е б я
·        Продолжи предложения, записывая их в тетрадь:
К второстепенным членам предложения относятся …
Прямое дополнение …
Обстоятельство – это …, который…
Выделяют следующие группы обстоятельств: …
Обстоятельство выражается…
Определение бывает … и …
Приложение – это …
Приложениями являются …
Приложение пишется через дефис, если …
·        Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните приложения и укажите их значения. Расставьте, где нужно, дефисы и кавычки.
1100 дней и н..чей вели борьбу против захватчиков г..рои подпольщики города Минска. За это время они с..вершили почти полторы тыс..чи диверсий. Молодёж(?) помогла  старшим в издании и ра..пр..странении газеты Звезда, листка Вес..ник Родины. Она создала свои подпольные организации Танюша, Стрелка, Андрюша, Конструктор.
Минчане вн..сли д..стойный вклад в дело п..беды над фаш..змом. После войны Минск стал городом труже..иком. Он во..танавливался и ра..ширялся, заработали заводы и фабрики.
Белорусской ст..лице пр..своено высокое звание Город герой.
·        Выполни тест.
1.      Укажите согласованные и несогласованные определения и приложения.
1)     Крепость наша стояла на высоком месте.
2)     Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое.
3)     Первый день я провёл очень скучно.
4)     Я также с нетерпением ждал появления этого Печорина.
5)     Ясно было, что старика огорчало пренебрежение Печорина.
6)     Теперь я должен объяснить причины, побудившие меня предать публике сердечные тайны человека.
7)     Итак, я начал рассматривать лицо слепого. (несогласованное определение)
8)     На площадке построен домик с красной кровлей. . (несогласованное определение)
9)     Месяц, всадник унылый, уронил повода. (распространённое приложение)
10)  Профессия врача-терапевта очень важна. (приложение)
2.      Укажите простые предложения.
1)     Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев.
2)     Начинало темнеть, на небе зажигались звёзды.
3)     В воздухе, уснувшем и окутанном во мглу, стояла тишина.
4)     Волны несутся, гремя и сверкая, чуждые звёзды глядят с высоты.
5)     Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро опускаясь с них, приближалась к берегу лодка.     Ответ: 1,3,5
3.      Укажите предложения, соответствующие схеме: -.-.-.-.-. ===== ~~~~~ ------.
1)     Летом никто не хочет сидеть дома.
2)     В воздухе пахнет прелым листом.
3)     Другой надежды уже нет.
4)     Завтра не будет меня дома.
5)     Много мелких ручейков вырастает в речку.                             Ответ: 2
4.      Укажите предложения с составным именным сказуемым.
1)     Я шёл пешком.
2)     Брат казался спокойным.
3)     Нам был хорошо известен сад с птичьими гнёздами.
4)     Лето стояло ветреное, с быстрыми дождями.
5)     Всюду была своя прелесть.
6)     День был ясный, солнце согревало землю.
7)     Невдалеке от леса виднелось скоростное шоссе.
8)     Художник начал писать картину.
9)     Новый выпуск журнала оказался интереснее предыдущего.
10)  Семена одуванчиков были мгновенно рассеяны по всему полю сильным порывом ветра.
Ответ: 2,3,4,6,9,10
5.      Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
1)     Все присутствующие как-то разом встали, задвигались, заговорили. (пгс)
2)     Она не могла нарадоваться на неё.
3)     Впрочем, люди живут-поживают. (пгс)
4)     Максим решил больше не откладывать поездку в город.
5)     Ему стало холодно.(сис)
6)     Пусть всегда светит солнце! (пгс, повелит. накл.)
7)     Я продолжал переписываться с отцом.
8)     Слухи о мире становились всё настойчивее. (сис)
9)     Мы будем говорить сегодня всю ночь. (пгс, сост. форма буд.вр.)
10)  Он не сможет тебе помочь.                     Ответ:2,4,7,10

6.      Подведение итогов учебного занятия. Фронтальный опрос



Комментарии