Тема 5. Сказуемое, его виды



Цели: обобщить сведения о сказуемом, совершенствовать умение находить сказуемое, расширить знания о способах выражения сказуемого, определять форму простого глагольного сказуемого и использовать эту форму в различных типах речи., закрепить знания о составном глагольном сказуемом и дать понятие о составном именном сказуемом; знать, какими частями речи может быть выражена именная часть составного именного сказуемого; продемонстрировать стилистические возможности различных форм выражения сказуемого; учить уместно использовать такие стилистические возможности в речи; формировать умение определять типы сказуемого в предложениях; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность

Интерактивные задания по теме

Ход учебного занятия
1. Организационный момент
2.  Словарная работа. Мягкий знак пишется (комментированное письмо)
Въезд, испечься, с этих крыш, вьюга, диванчик, подъезд, много прозвищ, курьёзный, карточка, зажечься, подушечка, разъём ник, беречься, пара чаш, вьюнок, много полчищ, интерьер, разъяснение, точность, пересечься, пижамочка, бурьян, увлечься, тьма неудач, безъядерный, пьеса, одуванчик, пять груш, предъявить, обжечься, премьера, сарафанчик, пьедестал, конъюнктивит, разъезд, поле стрельбищ, невтерпёж, остров сокровищ, курьер, несъедобный, лампочка, вовлечься, карьерист, кувшинчик, арена зрелищ, объединить, подстричься, интервью, подъемный кран, несколько ниш, настежь, ласточка.
3. Фронтальный опрос
- Что такое предложение?
- Расскажите о классификации предложений.
- Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено?
5. Синтаксическая разминка
Добро торжествует всегда над злом: слабый всегда побеждает сильного, мудрыйглупого, скромныйгордого, молодой старого.
- Обратите внимание на способ выражения главных членов. Перед нами сказуемое в наст. вр., изъяв. накл., ед. ч. простое глагольное сказуемое.
- Почему во 2,3,4,5 предикативных частях стоит тире?
6. Объяснительный диктант
По обеим сторонам посёлка желтели нивы, усеянные золотыми копнами. Кое-где между гладко скошенными нивами попадались клинья еще не тронутого хлеба. Белые рубашки жниц мелькали в них, как седые барашки на волнующемся море. То тут, то там выглядывало смуглое личико, осененное васильками, подымалась обнаженная рука с пучком длинных колосьев, сверкал серп на солнце.
Несвязный говор, начатая песня, треск кузнечиков, голос жаворонка – всё это, сливаясь вместе, придавало полям что-то чарующее, манящее, таинственное.
- Подчеркните грамматические основы в предложениях, обращая внимание на способы выражения главных членов.
5. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным словосочетанием
- Сказуемое ставится во мн.ч., если в подлежащем есть числительные 2,3,4
Три книги лежали на столе.
В бухту вошли четыре корабля.
- Сказуемое ставится во мн. ч., если подлежащее выражено количественным числительным, словами большинство, несколько, меньшинство, ряд, часть – неодуш. сущ – ед.ч.
Десять бойцов бросились в атаку.
Большинство учеников отлично справились с заданием.
Несколько женщин ходили по площадке.
- Сказуемое ставится в ед. ч., если подлежащее следует за сказуемым:
Помочь вызвалось пять добровольцев.
- Сказуемое ставится в ед. ч., если в подлежащем неодушевленное существительное
Пять книг лежало на полке.
- Сказуемое ставится в ед. ч., если выражает пассивное действие
Было затоплено 40 га земли.
- Сказуемое ставится в ед. ч., если есть в подлежащем компонент один: 31 га леса посажен учениками.
- Сказуемое ставится в ед. ч., если в подлежащем есть слова: много, мало, немного, сколько, столько
Сколько человек было спасено во время наводнения?
Немного смельчаков вызовется на поединок со стихией.
- Сказуемое ставится в ед. ч. при словах тысяча, миллион, миллиард:
В ряду стояла тысяча книг.
Тренировочное упражнение
Десять всадников проскакали; Отец с сыном решили; Катя с Тамарой пели; Ревность и слёзы не давали покоя; Несколько замечаний написаны; Множество забот подточило здоровье; Большинство учебников издано; Немало детей отдыхало; Мужает молодежь; Уцелело мало деревьев; расцвело несколько цветов; Три знаменитых артиста играли; Множество учителей собралось; Большинство участников прибыли; Пять солдат отправились; Два добровольца вызвались помочь
7. Работа над темой учебного занятия
- Какой член предложения называется сказуемым?
- На какие вопросы может отвечать сказуемое?

В функции  простого глагольного сказуемого  выступают все спрягаемые формы глагола:
1) формы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени:
В неволе скучной увядает красивый цветок. Сейчас сбегаю за вещами. Вечерняя заря потухла.
2) формы повелительного наклонения: Во глубине сибирских руд храните гордое терпение.
3) формы условного (сослагательного) наклонения: Если б не было ада и рая, их бы выдумал человек.
  Помните!                                                                                                                                            
Существуют составные формы повелительного наклонения и будущего времени, ими может быть выражено простое глагольное сказуемое.
Я буду помнить вас всегда. (составное будущее вреся)
Давай поговорим о чём-нибудь. (составное повелительное наклонение)
Пусть сердцу вечно сниться май. (составное повелительное наклонение)
4) междометные формы глагола, обозначающие мгновенное действие, случившееся в прошлом (хлоп, бац, прыг, хвать).
5) инфинитив несовершенного вида в двусоставном предложении: А царица хохотать и плечами пожимать.
6) осложнение простого глагольного сказуемого частицами: Тогда гуляй себе.
7) синтаксически неделимые словосочетания, состоящие из стержневого глагола: Щеглов окинул двор глазами.


Составное глагольное сказуемое

вспомогательный глагол  или  краткое прилагательное
+
неопределённая форма глагола




грамматическое значение

лексическое значение
                                            Я   стал                    изучать    английский
                                                 собирался            изучать    английский
                                                 рад                       изучать    английский
                                                                                                                                          
Уже ты стал немного отцветать.
На бровях и ресницах стал таять снег. Антон не стал вытирать лицо и поднимать воротник.
Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте.
Забыть я не могу и не хочу.
Андерсен любил придумывать свои сказки в лесу.
  Помните! 
Различие между простым глагольным сказуемым и составным глагольным сказуемым ярко проявляется при сопоставлении.
Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
(В главной части все компоненты сказуемого выражены спрягаемой глагольными формами видит  и  понимает,  в  придаточной  части имеется вспомогательный компонент  хочет  и может,  дополняющий основное значение сказуемых, выраженных инфинитивами).

Составное именное сказуемое

глагол-связка

+
именная часть


грамматическое значение
(лексическое значение ослаблено)

лексическое значение


Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей.
Мир есть величайшая ценность нашего бытия, без которой  утрачивают смысл и силу все прочие блага и радости жизни.
Всё делается светлее и веселее от первого снега.
Алмазами казались солнца блики.
Осень пришла дождливая и холодная.
Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений.
Воспоминания – как деревья в дремучем лесу во время густого тумана.
Он был мастером на все руки.
Что это?
Каков итог нашей работы?

Тренировочное упражнение
А)  (устно) Сказуемое может быть выражено устойчивыми сочетаниями, которые мы понимаем как единое целое и можем заменить одним глаголом. Подберите этот глагол:
Даст обещание - пообещает, окажут помощь - помогут, подвели итоги - подытожили, совершаем путешествие - путешествуем, производит ремонт - ремонтирует, будет вести заготовки - заготовит, бросил взгляд - поглядел, дадим оценку - оценим, внесу исправления - исправлю, одержали бы победу - победили бы, сделал остановку – остановился, выскажу упрёк -  упрекну.

Б) (устно) В простом глагольном сказуемом лексическое значение может выражаться несколькими словами, если глагол имеет ослабленное значение:

Глагол имеет ослабленное значение

Испытывать неприязнь
Испытывать прибор
Бросить взгляд
Бросить мяч
Отбрасывать свет
Отбрасывать землю
Жить в дружбе
Жить на даче
Вести приём
Вести ребёнка
Проходить службу
Проходить мимо огорода
Проявить заботу
Проявить плёнку
Предать огласке
Предать своих
- Как вы догадывались, что глагол имеет ослабленное значение?

В) Определите составное глагольное сказуемое в предложениях:
1.               Он принялся читать газету.
2.               А что он мог придумать хорошего, ласкового, нежного?
3.               В своих воспоминаниях Шамет не мог найти ничего смешного.
4.               Старуха могла бы выручить за розу большие деньги.
5.               Кто-то догадался сбегать за доктором.
6.               После этого случая Шамет перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских и начал собирать её тайком в мешок.
7.               Никто не дал себе труда проследить за тем, как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы.
8.               Он не упускал случая взять верх в споре.
9.               Давыдов надеялся несколько дней прожить в относительном спокойствии.
10.            Командир вынужден был всюду возить девочку с собой.
11.            Несколько раз Маша порывалась выйти из комнаты.
Вывод: инфинитив входит в состав сказуемого тогда, когда означает действие, совершенное самим подлежащим

Г) Определите тип сказуемого:
1.   Марина была уже здесь. (пр. глаг. сказ.)
2.     Юрий будет хорошим спортсменом. (сост. им. сказ.)
3.     Он будет делать уроки. (пр. глаг. сказ.)

Д) Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого 
1.     Это был трудный путь. (Именем существительным)
2.     Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. (Кратким прилагательным)
3.     «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик. (Именем числительным)
4.     Туфли мне впору. (Наречием)
5.     Правда светлее солнца. (Простой сравнительной степенью имени прилагательного)
6.     Да ты кто? (Местоимением)
7.     На таком заводе два инженера – капля в море. (Фразеологизмом)

Итоговое задание по теме «Сказуемое» 
Выделите грамматическую основу в предложениях. Охарактеризуйте виды сказуемых. 
1.     Мои воспитателиэто бабушка и дедушка.   (Если подлежащее и сказуемое выражено существительными, то сказуемое всегда можно заменить формой  Т.п.)
2.     Чудоэто жизнь.
3.     Школьники оказали помощь колхозу в уборке яблок.  (= помогли, простое глагольное сказуемое)
4.     Жить на хуторе с каждым днём становилась всё скучнее.  (составное именное с предикативным наречием)
5.     Он хочет пустить пыль в глаза окружающим.  (составное глагольное с инфинитивом, выраженным фразеологизмом)
6.     Железный человек был Пётр.
7.     В конкурсе участвовало около тысячи специалистов.  (простое глагольное сказуемое)
8.     Мать просила соседей по купе присмотреть за мной.
9.     Стендаль научил меня ненавидеть войну.
10.  Он велел всем раздеться.
11.  Он хочет раздеться.
12.  Мы приехали на олимпиаду побеждать.  (глагол движения + инфинитив обстоятельство цели)
13.  Войскам дан приказ отступать.
14.  Какое это счастье любить и быть любимым.
15.  Купаться в жаркий день приятно. (составное именное)
16.  А царица – хохотать, да плечами пожимать. (составное глагольное, опущен вспомогательный глагол)
17.  Я являюсь любителем ходить в кино.  (составное глагольное сказуемое,  = люблю)
18.  Я мечтала стать математиком.  (составное глагольное сказуемое с осложнением)

8. Подведение итогов учебного занятия
9. Рефлексия



Комментарии