Тема 4. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения


Цели: расширение и углубление представления о простом предложении, о его главных членах предложения, о подлежащем как главном члене предложения; предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы)
Ход учебного занятия
1.               Организационный момент
2.               Орфографический диктант с грамматическим заданием.
Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный экспонат, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние, искусственный спутник, успешный участник, беспримерный героизм, озонированный воздух, непрерывный процесс, фармацевтическая лаборатория, секретная корреспонденция
- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. (по цепочке)
- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи — согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?
3.               Фронтальный опрос
- Назовите основные признаки предложения.
- Что такое предикативность?
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
- Расскажите о классификации предложений.
- Какова роль порядка слов и логического ударения в предложении?
4. Работа над темой учебного занятия
- Сегодня все наше внимание принадлежит подлежащему.
- Что такое подлежащее?
- Укажите подлежащие в предложениях:
1. Долгая зимняя ночь прошла незаметно.
2. Нищие, голодные, больные её занимали, тревожили, мучили.
3. Ребята пошли по избам, а трое при лошадях остались.
4. Для меня жить – значит работать.
5. К – предлог, а но – союз.
6. Дед с матерью шли впереди всех.
7. Цвет моря даже в часы дождя становился по-летнему синим.
8. На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелся.

Именительный
падеж
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Кто?
Что?

предмет
лицо
понятие

выражается
Имя существительное
Собственное наименование
Неделимое словосочетание
Местоимение
Фразеологизм
Имя числительное или др. часть речи в значении сущ.
Инфинитив

- Что обозначает подлежащее?
- На какие вопросы отвечает?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

6. Работа с таблицей «Способы выражения подлежащего»

«Способы выражения подлежащего»
1.               Существительное в Им.п.


2.               Другие части речи в значении существительного:
а) прилагательное;
б) причастие;
в) числительное;
г) наречие;
д) междометие;

3.               Местоимение в Им.п.  

4. Инфинитив
5. Фразеологизм 
6. Собственное наименование, состоящее из нескольких слов
7. Синтаксически неделимое словосочетание:

Солнце своего света никому не жалеет. Воды светлые катила в яркой зелени река.



Во время детского чая большие сидели на балконе.
Присутствующие говорили о разном.
Восемь делится на четыре. Двое уже обогнали меня.
«Наше завтра будет прекрасно!» - сказал Корчагин.
Вот раздалося ау вдалеке. Слабенькое гав-гав никого не пугало.
Выхожу один я на дорогу. Кто-то позвонил. Никто не ответил.
Узнать об этом очень легко
У этого мастера были золотые руки.
«Пиковая дама» - известное   произведение Пушкина.

Весь поселок собрался на центральной площади. Мать с сыном пошли гулять! Мы с тобой пошли в лес за ягодами. Один из гостей произнес юбилейную речь.


7. Тренировочные упражнения
А) Подчеркните подлежащее.

Под знойным небом чахнет сад.
Мы сразу стали тише и взрослей.
Около полудня появляется множество высоких круглых облаков.
Николай с женой пошли искать Пьера.
Млечный путь так ясно вырисовывался на небе.
Никто из жителей не видел и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты.
Но заплатить за что-нибудь казалось им чуть ли не самоубийством.
Торжественным маршем прошли батальон за батальонами.
Слушать эту девушку было всегда необыкновенно интересно.
С тех пор прошло двадцать лет.
Каждый из нас держал оружие над головой.
А близкое – дёшево.
Выгонять перед вечером и пригонять на заре табун – большой праздник для крестьянских детей.
Половина окон выходила в сад.
У людей, живущих одиноко, всегда бывает что-нибудь такое.
За годом год уносится навек.
Уж на часах двенадцать прозвенело.
Кто-то странный постоял у памятника в сквере.
Сорок лет будет ему нескоро.
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
Тест.  Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:
А1) именем существительным в им. п.:
 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны.
 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.
 3. Играй, гармонь!
 4. Сыплет черемуха снегом...
 5. Все сады цветут на этой земле.
 6. Сам директор открыл собрание.
 7. Эта девочка очень упрямая.
 8. Мне подали письмо.
 9. Две свечи мерцают слабо.
 10. Оно горы золотило, золотило облака.
А2) местоимением (укажите разряд):
 1. Все возвещало восход солнца. (определительное)
 2. Это было десять лет назад. (указательное)
 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.
 4. Я не спеша вернулся к речке. (личное)
 5. Это имя мне дорого.
 6. Некоторые занимались ремеслами. (неопределенное)
 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. (отрицательное)
 8. Нет, весь я не умру... (личное)
 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. (относительное)
 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей. (относительное)
А3) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного:
 1. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. (прилагательное)
 2. Танцующие теснились и толкали друг друга. (причастие)
 3. Грянуло громкое ура. (междометие)
 4. Десять делится на два. (числительное)
 5. Каждый может участвовать в конкурсе. (местоимение)
 6. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. (наречие)
 7. Все три всадника ехали молчаливо.( синтаксически неделимое словосочетание)
 8. Один из участников конференции выступил с докладом. (синтаксически неделимое словосочетание)
А4) инфинитивом:
 1. Нарисовать – это  весьма просто.
 2. О нем можно узнать из газет.
 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно.
 4. Встречаться с друзьями — праздник для меня.
 5. Наша задача — беречь природу.
 6. Беречь природу — значит охранять Родину.
 7. Останавливать работу не рекомендуется.
 8. Признать свою ошибку было бы лучше.

8.  «Поломаем голову!» (устно)
- Одинаковые ли подлежащие в предложениях:
Весло задело платье. Платье задело весло?
- В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь.  
9. Предупреждение пунктуационных ошибок.
- Как и другие члены предложения, подлежащие могут быть распространенными, т.е. иметь при себе зависимые слова. Распространенные подлежащие в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяться повышением тона и паузой. Например:
Освещенный заходящим солнцем пароход стоял на рейде.
Пауза между составом подлежащего и составом сказуемого естественна: она помогает понять смысл предложения. Пауза не всегда свидетельствует о том, что нужно поставить знак препинания, она всего лишь повод для пристального внимания к структуре предложения. Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте запятой взаимозависимые главные члены!
10. Поэтическая минутка:
- Прочитайте выразительно стихотворение. Какова основная мысль стихотворения? Назовите грамматические основы предложений. В каких из них нет грамматической основы?
[Жили-были в лесу две ёлочки].
[Одевались они с иголочки,
Натирались смолой душистою,
Утирались травою пушистою].
[А на старом крутом пригорке,
Там, (где прятался жёлудь в норке),
Дуб стоял]. [Бородатый]. [Бурый].
[Очень жилистый]. [Очень хмурый].
смеялись над ним ёлочки,
Распушив смоляные чёлочки],
И [забыли они, (что ночью,
В час, (когда поднялась гроза),
Он прикрыл их от смерти). [Молча].
[Встретив бурю глаза в глаза].
- Найдите эпитеты и метафоры в тексте.

11. Подведение итогов учебного занятия



Комментарии