Тема 2. Русская пунктуация как система


Цели: рассмотреть основные принципы пунктуации; классифицировать знаки препинания; систематизировать знания учащихся о способах употребления знаков препинания; обобщить знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация»; развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся; совершенствовать правописные навыки.

Интерактивное задание по теме

Ход учебного занятия:

1. Организационный момент
2. Орфоэпическая разминка.
-  Распределить слова на группы, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
БАнты, им.п.мн.ч, вЕрба, дОверху, дОнизу, зАнял, балОванный, прич.,   бралА, взялАсь, вручИт, звонИт, ворвалАсь, диспансЕр, дождалАсь, каталОг, киломЕтр, воспринялА, договорЁнность, кровоточИть, внялА, взялА, гналА, добылА, ждалА, забралА, задалА, занялА, отнялА, порвалА, принялА, снялА, дралАсь, заперлАсь, рвалАсь, послАла; позвонИт, занЯть, занЯв, занятА, занятОй (человек), зАнятый (кем-либо), занЯвший, начАть, нАчал, нАчато, началА,  нАчали, понЯть, пОнял, понялА, пОнято, понЯвший, прибЫть, прИбыл, прибылА, прибЫвший, улубИть, углубИт.
3.               Орфографическая мозаика
- Вставьте пропущенные буквы:
Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, ко всему прид...раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.
4. Из истории русской пунктуации
Русская пунктуация, в отличие от орфографии, сложилась сравнительно поздно -- к началу 19 века и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков. В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения. Знаки препинания  (точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали обстановку в работе писца. В некоторых рукописях 16 века они не получают широкого распространения.
Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым и наиболее надёжным основанием для такого членения соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста.
Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. Постановка знаков препинания в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст.
Ещё в 16 – 17 веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания, однако общие и частные основы постановки знаков препинания в главных своих чертах складывались в течение 18 века, когда закончилось формирование  основ современного русского литературного языка. Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки18 века М. В. Ломоносов в своём труде ''Российская грамматика'', написанном в 1755 году. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе, т. Е
Пунктуационные знаки в современном русском языке различаются по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении.
По месту расстановки в предложении различают знаки препинания конца и середины предложения – конечные и внутренние знаки. Все отделяющие конечные знаки – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие – имеют большую силу, чем внутренние знаки. 
 Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово, да и пятьсот способов сказать слово нет, а для того чтобы написать эти слова, есть только один способ.
При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается  и мысленно произносится читающим если не пятьюдесятью и не пятьюстами способами, то, во всяком случае, не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов.
Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было не единого слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!».Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передаётся интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов.
5. Современная пунктуация
- Что такое пунктуация?
Пунктуация (от лат. punktum – «точка») – собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание – «остановка, перерыв») – это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи . Пунктуация - это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно.
- Чем мы руководствуемся при постановке знаков препинания, например, точки или восклицательного знака в конце предложения, запятой между однородными членами предложения, запятой при обособлении членов предложения? (Смыслом, интонацией, необходимостью выделить или разделить синтаксические конструкции.)
 Решение пунктуационной задачи:
- Какой знак препинания следует поставить в предложении? Почему?
Бабушка сердилась внучка не слушалась.
- Существует три принципа русской пунктуации: смысловой (логический),  грамматический (синтаксический), интонационный.
- Знаки препинания выполняют 3 функциизавершения предложения, разделения его частей и выделения. Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Есть знаки одиночные и парные.
- В русском языке 10 знаков препинания. Какие?  (. ! ? , ; : - … ( )  «» ).
Употребление знаков препинания
Запятая
Двоеточие
Тире
Кавычки
1) между однородными членами без союзов, с повторяющимися соединительными или разделительными союзами, противительными союзами и двойными союзами;
2) для выделения обособленных членов предложения, вводных и вставных конструкций, обращений, междометий;
3) в сложных предложениях (ССП, СПП, БСП);
4) в предложениях с прямой речью.
1) перед перечислением однородных членов после обобщающего слова;
2) в БСП перед частью, поясняющей или указывающей на причину того, о чем говорится в первой части;
3) перед прямой речью.
1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;
2) после однородных членов перед обобщающим словом или после обобщающего слова и однородных членов перед продолжающейся частью предложения;
3) в БСП для выражения противопоставления, сравнения, обусловленности, неожиданного присоединения, результата или вывода из того, о чем уже говорилось;
4) в неполных предложениях;
5) перед приложением, стоящим в конце предложения;
6) для отделения слов автора от прямой речи;
7) перед репликами диалога.
1) при выделении прямой речи и цитат;
2) для выделения слов, употребленных иронически, не в обычном значении или в необычном сочетании;
3) для выделения приложений, являющихся названием литературных произведений, газет, журналов и других условных наименований.
6. Тренировочные упражнения
- Расставьте знаки препинания и объясните условия выбора
1) Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого предыюльского зноя, каким дышит летний день.
2) Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой.
3) Гроза надвигается: изредка вспыхнет молния, слышится слабый гул, переходящий в раскаты.
Упражнения по пунктуации из сборников тестов
8. Подведение итогов занятия:
- Что изучает пунктуация?
- Назовите три ведущих принципа русской пунктуации.
- Какой принцип является определяющим в современном языкознании? 
- Сколько знаков препинания насчитывается в русской пунктуации?
- Какую функцию выполняет запятая, стоящая между однородными членами?
- Какую функцию выполняют парные знаки препинания? Приведите примеры парных знаков препинания.












Комментарии