Тема 15. Тире между подлежащим и сказуемым.


Цели: повторить сведения о главных членах предложения и способах их выражения; углубить знания о постановке  тире между подлежащим и сказуемым; совершенствовать  навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умения применять правило в письменной речи; воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к чтению.

Интерактивные задания по теме

Ход учебного занятия
1.               Организационный момент: (слайд 1)
Тема нашего занятия «Разграничение подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым». Но ни один ветер не будет попутным тому, кто не знает, куда идёт. Перед нами сегодня тоже стоят определённые цели, давайте попробуем их сформулировать. (слайд 2)
v повторить сведения о главных членах предложения и способах их выражения;
v углубить знания о постановке  тире между подлежащим и сказуемым;
v совершенствовать  навыки правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым;
v формировать умения применять правило в письменной речи;
v воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к чтению.
2.                Вступительное слово учителя
Начать наше общение мне хотелось с притчи.  (слайд 3)
Когда появились на земле люди, загорелись три свечи. (Горят 3 свечи. Учитель поднимает первую)
--  Кто ты? – спросили люди у первой.
-- Я ваша Вера. Будете верить в добро, в свои силы и способности – и будете счастливы. (Поднимает вторую)
-- А ты кто? – спросили люди у второй свечи.
-- Я ваша Надежда. Будете всегда надеяться на лучшее, никогда не падать духом, не сдаваться, упорно идти к намеченной цели – и будете счастливы. (Поднимает третью)
-- А ты кто? – спросили люди у третьей свечи.
-- Ребята, у вас есть ответ на этот вопрос?
-- Да, она сказала: «Я ваша Любовь. Будете любить жизнь, каждый её день и миг, людей, природу – и будете счастливы». И человек  стал человеком, когда впервые прошептал слово: «Люблю…»
            Сегодня у нас будет возможность пережить нечто подобное к изучаемому предмету, повторению и получению новых знаний. Знать – значит получать отличные отметки и испытывать радость и удовольствие!
3.               Орфографическая разминка
Итак, начнем с орфографической разминки. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. На карточках выполните работу и подумайте, значение всех ли слов вам понятно.
(слайд 4)
Ад..ютант, а..омп..н..мент, б..лл..тень, в..н..грет, га..ерея, д..фф..ренциация, ..нцидент, иску..ный, иску..тво, компл..мент, л..нол..ум, м..ценат, н..гилист, ..ранжерея, п..лисадник, пр..в..легия, ст..пендия, у..реждение, ф..ерверк, це..офан, ..мигрант
Проверьте, насколько правильно вы выполнили работу. (слайд 5)
Адъютант, аккомпанемент, бюллетень, винегрет, галерея, дифференциация, инцидент, искусный, искусство, комплимент, линолеум, меценат, нигилист, оранжерея, палисадник, привилегия, стипендия, учреждение, фейерверк, целлофан, эмигрант.
Каково лексическое значение следующих слов? Подберите русские синонимы. (слайд 6)
Дифференциация --
Инцидент --
Бестселлер --
Меценат --
Эмигрант --
Фолиант --
(слайд 7)
Давайте проверим себя.
Дифференциация - разделение, расчленение, расслоение целого на различные части.
Инцидент - случай, недоразумение, неприятное происшествие.
Бестселлер - книга, издаваемая большим тиражом и пользующаяся спросом у читателей.
Меценат - богатый покровитель наук и искусств, тот, кто покровительствует какому-либо делу, начинанию. (Римский вельможа, который покровительствовал ученым, художникам и поэтам).
Эмигрант - переселенец, лицо, переехавшее в другую страну.
Фолиант - толстая книга большого формата (обычно старинная).
4.               Синтаксическая минутка (слайд 8)
Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место.
Давайте проверим, насколько вы правильно расставили знаки препинания в предложении. (слайд 9)
Книга -- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
Объясните постановку знаков препинания в предложении.
Тире: подлежащее и сказуемое выражено именами существительными;
Книга – завещание, совет, приказ.
Запятая: между однородными сказуемыми; выделяют причастные обороты;
юноше, начинающему жить;
приказ, передаваемый часовым;
часовым, отправляющимся на отдых;
часовому, заступающему на его место.
5.               Немного истории
(слайд 10) Знаки препинания очень важны в письменной и устной речи. К.Паустовский утверждал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». А. П. Чехов тоже сравнивал знаки препинания с нотными знаками и писал другу: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены на письме, как пуговицы на мундире гоголевского городничего».   
Мы использовали в предложении запятые, точку и тире. А сейчас немного из истории русской пунктуации. (слайд 11)
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».
Тире было введено в употребление в конце 18 века Николаем Михайловичем Карамзиным. Он очень любил этот знак и называл его чертой. Впервые знак тире был описан известным лингвистом А.А.Барсовым, учеником М.В.Ломоносова. В книге «Российская грамматика» А.А.Барсов назвал этот знак молчанка. Они писал: «Молчанка начатую речь прерывает либо на малое время для выражения жёсткой страсти либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии».
Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть"), что значит «чёрточка». Термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
6.               Наблюдение над языковым материалом
      Посмотрите, как часто употреблено тире в стихотворении М.Цветаевой «Бессонница», требуя особой интонации. (слайд 12)
В огромном городе моем -- ночь.
Из дома сонного иду -- прочь.
И люди думают: жена, дочь, --
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет -- путь,
И где-то музыка в окне -- чуть.
Ах, нынче ветру до зари -- дуть
Сквозь стенки тонкие груди -- в грудь.
Есть черный тополь, и в окне -- свет,
И звон на башне, и в руке -- цвет,
И шаг вот этот -- никому -- вслед,
И тень вот эта, а меня -- нет.
Огни -- как нити золотых бус,
Ночного листика во рту -- вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам -- снюсь.
Свою музыку, музыку грамотного письма, вносят знаки препинания в предложения. Мы уделим ещё внимание знакам препинания, в частности, тире, а сейчас давайте вспомним главные члены предложения и способы их выражения.                
7.               Фронтальная работа с классом. Воспроизведение опорных знаний  (слайд 13)
   Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
   Что такое подлежащее? (Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос кто? что?
   Назовите основные способы выражения подлежащего. (слайд 14)
В роли подлежащего могут выступать:
Существительное
Дерево качалось на ветру.
Прилагательное
Добрый зла не помнит.
Глагол
Дышать – значит жить.
Местоимение
Он купил мороженое.
Числительное
Семь – число Христа.
Причастие
Прошлое является достоянием истории.
Наречие
Счастливое завтра делается трудом.
Цельное словосочетание
Трое из вас пишут грамотно.
Цельным собственным наименованием
«Пиковая   дама» была написана Пушкиным в 1833 году.
(слайд 15)
Правильно ли подчеркнуто подлежащее в предложениях:
1) Старое озеро затянуло ряской. (Нет подлежащего, безличное предложение)
2) Работа для меня – всё. +
3) Ботанический залив был скован льдом. (Географическое название Ботанический залив – подлежащее)
4) Человек он был добрый и великодушный. (Он – подлежащее)
5) Разжечь костёр – это наслаждение для меня. (Разжечь – подлежащее)
6) Один молодой минчанин решил обратиться в суд.  (Минчанин – подлежащее)
7) Стул починить сумеет любой из нас. +
8) Ничто человеческое ему не чуждо. +
9) «Я так хочу» – основной его аргумент в любом споре. +
10) Один в поле не воин. +
11) Внезапно человек впереди оглянулся. (Человек – подлежащее)
12) Ах – многозначное междометие. +
13) Кто из Валиных друзей тебе нравится больше всего? +
14) Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным бокам оврага. +
15) От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле. (Всё прекрасное – подлежащее)
Проверь себя:
2, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14. Правильных ответов 8
8.               Физкультминутка (слайд 16)
А теперь все дружно встали,
К потолку глаза подняли,
Руки вверх, вперед, назад 
Вот разминка для ребят! (в бок) по 2 раза
Мы писали и читали, (перед грудью) 2 раза
Но немного мы устали,
Книжки в сторону отложим,(наклоны вправо-влево) 2 раза
Организму мы поможем.
Все мы правила учили, (руки попеременно вверх)
О тире мы не забыли (по 2 раза)
1,2,3,4,5 --  (руки вверх, потянулись на носочках)
Будем грамотно писать! (выдох, наклон вниз)
 (слайд 17)
   Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.  (Главный член предложения, который обозначает действие предмета речи, согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что предмет такое? кто он такой? что происходит?
   Какие типы сказуемых вы знаете? (Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое)
Способы выражения простого глагольного сказуемого.
Глагол в повелительном, изъявительном или сослагательном наклонении
Поехали домой! Вечером мы поехали домой.
Мы с удовольствием поехали бы домой.
Глагол в форме сложного будущего времени
Я буду поступать на факультет журналистики МГУ.
Глагол БЫТЬ со значением наличия, существования
Вечером был дождь.
Фразеологизм
Он бил баклуши. Петя дал стрекача.
Способы выражения осложненной формы простого глагольного сказуемого:
Повтор глагольной формы
Строили-строили и наконец построили.
Пытайся не пытайся, а без умения толку мало.
Повтор глагольной формы с элементом ТАК
Гулять так гулять.
Повтор глагольной формы в инфинитиве
Решить-то решил, да неправильно.
Введение в текст элемента СЕБЕ
Идет себе, ни на кого не смотрит.
Введение в текст элементов ЗНАЙ, ЗНАЙ СЕБЕ
А она знай себе поет.
   Что такое составное глагольное сказуемое?
Составное глагольное сказуемое.
Основная часть выражена:
Вспомогательный глагол:
(связка)
Примеры



Инфинитивом
(неопределенной формой глагола)
Краткими прилагательными должен, готоврад и др.
Мы готовы помочь.
Он должен прийти.
Я рад видеть вас.
Словами состояния со значением желательности, необходимости, возможности
 Надо помочь ему.
Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действия
Приятно слышать твой голос.
Хорошо гулять по лесу.
   Что такое составное именное сказуемое?
   Какой частью речи может быть выражена именная часть?
Составное именное сказуемое.
Вспомогательная часть может быть выражена:
Именная часть может быть выражена:
Примеры

1. Формой глагола быть (был, есть, буду, нулевой формой этого глагола)
2.Глаголами статьказаться, оказаться и др.
3. Глаголами со значением действия, состояния: прийти, приехатьвернуться, стоять и др.
1. Существительным
2. Прилагательным
3. Причастием
4. Числительным

5. Местоимением
6. Наречием

Он был балагур.
Он есть балагур.
Я буду журналистом.
Я – журналист.
Он стал абитуриентом.
Он кажется весельчаком.
Он оказался профессором.
Он был веселый.
Один плюс два будет три.
Книга будет твоей.
Книга стала твоей.
Книга - твоя.
Он был обескуражен.
Ей туфли впору будут.
Зима стояла затяжная.
7. Неделимым словосочетанием
Вяземская была с заплаканными глазами.
(слайд 18)
Проверь себя в умении выделять сказуемое и определять его тип.
1) Кто-то в телеге по ельнику едет и едет. (простое глагольное сказуемое)
2) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (составное именное сказуемое)
3) Он хотел насладиться покоем здешних пустынных и росных мест. (составное глагольное сказуемое)
4)
Он принялся читать газету. (составное глагольное сказуемое)
5) А что он мог придумать хорошего, ласкового, нежного? (составное глагольное сказуемое)
6) В своих воспоминаниях Шамет не мог найти ничего смешного. (составное глагольное сказуемое)
7) Шамет в конце концов стал парижским мусорщиком. (составное именное сказуемое)
8) Множество длинных саней и раззолочённых карет стояло уже на лугу. (простое глагольное сказуемое)
9) Он был нищ, горд и непрактичен. (составное именное сказуемое)
10) Старуха могла бы выручить за розу большие деньги. (составное глагольное сказуемое)
11) Кто-то догадался сбегать за доктором. (составное глагольное сказуемое)
12) Он всегда выступал в защиту слабых. (простое глагольное сказуемое)
13) Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. (составное именное сказуемое)
Проверь себя: (слайд 19)
Простое глагольное сказуемое: 1, 8, 12
Составное глагольное сказуемое: 3, 4, 5, 6, 10, 11
Составное именное сказуемое: 2, 7, 9, 13
9.               Тире между подлежащим и сказуемым
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире
А вот то, как появилось тире между подлежащим и сказуемым, нам поможет понять лингвистическая сказка.
 Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
(слайд 20)
Давайте вспомним и повторим, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым, обратив внимание на таблицу.
Тире ставится:
1.     Если подлежащее и сказуемое – существительные в именительном падеже
Книга – лучший друг человека.
Дом без книги – день без солнца.
2.     Если подлежащее и сказуемое – имена   числительные
Шестью шесть – тридцать шесть.
Трижды три – девять. Три плюс два – пять.
3.     Если подлежащее – имя существительное, а сказуемое – имя числительное.
Длина Волги3688 километров
4.     Если подлежащее и сказуемое -- неопределенная  форма глагола
Охранять природу – любить Родину.
С книгой жить – век не тужить!
5.     Если подлежащее – существительное в именительном падеже, а сказуемое – глагол неопределенной формы (инфинитив)
Твоя обязанность – сдать экзамен.
Моя задача – помочь. 
Наша задача – хорошо учиться.
6.     Если подлежащее – инфинитив, а сказуемое – существительное в именительном падеже
Гулять в лесу – редкое удовольствие.
Учиться – большое благо. Ходить босиком – большое удовольствие.
7.     Если подлежащее и сказуемое – существительные в именительном падеже, и  перед сказуемым есть частица это, вот, значит.
Чтение — вот лучшее учение.
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
(слайд 21)
Есть определенные условия, при которых тире между подлежащим и сказуемым ставится не будет.
Тире не ставится:
1.     Если между подлежащим и сказуемым стоит частица НЕ
Мой брат не художник.
Федя не бездельник. Бедность не порок.
2.     Если между подлежащим и сказуемым стоят слова будто, словно, как
Весна будто волшебница. Глаза будто вишни.
Во время белых ночей ночь как день.
3.     Если подлежащее является местоимением
Я художник. Это правда! Он порча, он чума, он язва здешних мест.
4.     Перед сказуемым стоит вводное слово или частицы только, лишь, разве
Собака, известно, друг человека.
Март только начало весны.
10.            Закрепление (слайд 22)
- Измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. 1. Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
2. Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева
3. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
«Проверь себя» (слайд 23)
1. Повесть «Капитанская дочка» --  историческое произведение.
2. Основа повести -- картины восстания Емельяна Пугачева
3. Маша Миронова -- любимый женский образ автора.
11. Объяснительный диктант (слайды 24)
Возьмите карточки и расставьте недостающие знаки препинания.
1.  Хорошая книга это неиссякаемый сосуд заполненный человеческими мыслями  знаниями чувствами.
2.  Книги читать скуки не знать.
3.  Книга лучший подарок. 
4.  Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.
5.  Книга не пряник а к себе манит.
6.  Книга есть жизнь нашего времени в ней все нуждаются и старые и малые.
7. Читать значит применять в жизни прочитанное.
8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя.
9. Книги для меня как хлеб насущный.
«Проверь себя» (слайд 25)
1. Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.
2. Книги читать - скуки не знать.
3. Книга - лучший подарок. 
4. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
5. Книга не пряник, а к себе манит.
6. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -- и старые, и малые. (В.Г.Белинский)
7. Читать — значит применять в жизни прочитанное. ( Дистервег А.)
8. Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. ( П. Павленко)
9. Книги для меня как хлеб насущный. (Т.Шевченко)
13. Творческая работа
Составьте  предложения по предложенному началу, выделите основу, расставьте знаки препинания. Соедините стрелками начало и конец предложения.  (слайды 26)
·       Моя мечта     Значит бороться и постоянно побеждать
·       Главное в жизни      Поздороваться первым
·       Жить на белом свете           Служить другим и делать добро
·       Дружба - это…         Любить и быть любимым
·       Важное проявление вежливости    богатство, дорожите им
·       Смысл  моей жизни Стать настоящим человеком
·       Жизнь - это   прежде всего взаимопомощь и искренность
·       Любить          значит быть свободным
·       Быть человеком        значит бороться за любимого человека
«Проверь себя» (слайд 27)
·       Моя мечта -- любить и быть любимым.
·       Главное в жизни -- стать настоящим человеком.
·       Жить на белом свете  -- значит бороться и постоянно побеждать.
·       Дружба -- это прежде всего взаимопомощь и искренность.
·       Важное проявление вежливости -- поздороваться первым.
·       Смысл  моей жизни -- служить другим и делать добро.
·       Жизнь -- это богатство, дорожите им.
·       Любить -- значит бороться за любимого человека.
·       Быть человеком -- значит быть свободным.
14. Тест  (слайд 28)
1. Отметьте предложения, в которых на месте пропуска ставится тире.
А)  Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.
Б)  Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.
В)  Этот яркий свет _ словно ливень золотой.
Г)  Наш край _ богат и прекрасен.
Д) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.
2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.
А)  Голова без ума _ что фонарь без света.
Б)  Волков бояться _ в лес не ходить.
В)  Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.
Г)  Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Д) Сердце _ не камень.
3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.
А)  Двадцать пять лет возраст зрелый.
Б)  Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.
В)  Разумно жить минутой дорожить.
Г)  Воздух - словно поцелуй ребёнка.
Д) Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер -- добротой и порядочностью.
Ответы:
1)     а, б, д
2)     а, г, д
3)     а, в, г
            Работы было много, вы проявили активность, показали знания. Правильно выполненный тест – результат прочных знаний по теме нашего занятия. Ваши старания непременно будут вознаграждены.
15.            Подведение итогов занятия
Наше будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого умения мечтать, любить и трудиться. «Деревья умирают, когда перестают различать времена года и откликаться на их приход раскатистым эхом, – говорил М.Танк, -- а человек, когда теряет стремление к учению, интерес к труду».
Не прекращайте учиться, познавать новое, чтобы жизнь ваша была интересной и полезной. Книги пусть будут вашими постоянными спутниками, советчиками и друзьями на этом пути. «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека», -- считал Сухомлинский.
16.            Рефлексия (слайд 29)
(слайд 30)
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет
Для чего?
Ищите свой ответ!

Комментарии