Тема 13. Обращение
Цели: повторить
и углубить знания об обращении, его роли в предложении, способах его выражения
и пунктуационном оформлении; развивать умение выразительно читать предложения с
обращениями, соблюдая звательную интонацию. повторить правописание
суффиксов имен прилагательных, словарные написания.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
2. Словарная работа
Старинный
орнамент, чрезвычайное происшествие, тщательный отбор, принудительный труд,
объедки пиршества, уникальный экспонат, поношенное пальто, необъятный простор,
монотонные перезвоны, бессердечное отношение, мраморный пьедестал, серебряный
колокольчик, январские каникулы, приветствовать по-узбекски, перезревший
крыжовник, неукоснительное подчинение.
3. Фронтальный опрос
-
Что такое вводные слова?
-
С какой целью в устной и письменной речи они используются?
-
Какие значения могут иметь вводные слова и сочетания слов?
-
Чем различаются вводные слова, словосочетания и предложения?
3. Пунктуационная разминка:
Укажите
вводные слова, правильно расставьте знаки препинания
1.
По мнению чудака, это было очень
живописно…
2.
Действительно, он [чудак] не внушал
уважения.
3.
Конечно, гораздо почетнее, чем возить
игрушки, участвовать в экспедиции на Северный полюс.
4.
В игрушки вкладывается много таланта и
теплоты, должно быть, потому, что игрушечные мастера прожили незавидное
детство.
5.
Ты, значит, была в аптеке и видела там
такую же записку на дверях?
6.
По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое
растение содержит в себе или целебные, или смертоносные соки.
4. Контроль знаний по теме «Вводные
слова и знаки препинания при них»
-
Умение определять вводные слова и их место в структуре предложения;
-
Умение оформлять пунктуационно вводные слова и словосочетания
1 вариант
1.
Я чуть-чуть не упал, наткнувшись на что-то толстое и мягкое, но, по-видимому,
неживое.
2.
Княгиня, кажется, не привыкла повелевать.
3.
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
4.
Частые и сильные дожди, к несчастью, мешали успешному ходу путешествия.
5.
Сквозь отверстие виднелась часть низенького домика с двумя, к удивлению моему,
освещенными окнами.
6.
Справа, метрах в трёхстах за деревьями, виднелся ещё хутор, откуда, вероятно, и
появились офицеры.
7.
Инстинкт, укоренившийся в медведе, вёл его в небывалую страну, где должно быть
много солнца, много пищи, чистой воды и тишины.
8.
Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине.
9.
Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки, и Дуняши, не
оказал никакого сопротивления и не испугался.
10. Наверное, не только у меня бывали минуты,
когда не приходило спасение от самого себя.
2 вариант
1.
Разумеется, и в европейских городах уже
давно определился стандарт женской красоты.
2.
Они оба, к счастью, не утратили прежней
молодой нежности.
3.
Он не остановился, к удивлению, а продолжал
говорить.
4.
Красота не может познать самое себя.
5.
Красота их меркнет, грация кажется уже
бесполезной, ложной.
6.
Это, должно быть, высыхает мох,
наполненный растаявшим снегом.
7.
Пьер остановился, вероятно, в доме своего
отца.
8.
Лето, представьте себе, проходило в
прогулках, развлечениях и увлечениях.
9.
Можно, пожалуй, сказать, что Садовский –
поэт более 19 столетия, нежели 20.
10.
Собственно, на свете был только один
настоящий математик – это Архимед.
5. Работа по теме
Двойники (на
доске записаны предложения)
Вы,
вероятно, видели, друзья мои, море и любовались им в различное время дня и
ночи. Это капризное дитя природы поражает, во-первых, своей величавостью,
во-вторых, беспредельной далью, в-третьих, меняющейся окраской и, наконец,
постоянным глухим шумом прибоя волн.
-
Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
-
Укажите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
-
С какой интонацией в данном предложении произносятся слова «друзья мои»?
-
Для чего в предложение они введены?
-
Перед нами обращение. А что нам уже известно о нем?
·
Обращение
– слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена
речь.
-
Укажите, что известно вам об обращении, какие варианты обособления и
употребления обращений хотелось бы изучить подробнее?
·
Обращение грамматически не связано с
предложением, в составе которого оно находится.
·
Обращение имеет целью не только привлечь
внимание собеседника, но и выразить отношение к нему лица говорящего.
·
Обращение может занимать место в начале, в
середине и в конце предложения.
·
В роли обращений выступают собственные
имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии.
Однако в произведениях художественного стиля речи нередки обращения к
неодушевлённым предметам, что придает речи особую выразительность и образность.
·
Чаще всего это имена существительные или
другая часть речи в значении имени существительного обычно в форме
именительного падежа.
·
Обращение может быть распространенным(
иметь при себе зависимые слова) и нераспространенными.
·
При обращении может быть частица «о»,
которая придает высказыванию определенную торжественность.
Разбуди меня завтра рано, о моя
терпеливая мать! (С.Есенин)
О первый ландыш! Из-под снега ты
просишь солнечных лучей. (А.Фет)
·
Выбор
обращения зависит от ситуации общения, т.е. от того, с кем мы говорим, где, с
какой целью:
Я все понимаю, товарищ полковник.
Здравствуйте, господин профессор фон
Круг.
Значит, понял, Гога, в чём дело?
·
Обращение выделяется или отделяется
запятыми.
·
Повторяющиеся однородные обращения
разделяются запятыми:
Месяц, месяц, мой дружок,
позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, круглолицый, светлоокий.
·
Если обращения соединяются одиночным союзом и,
запятая между ними не ставится:
Юноши и девушки! Сегодня один из
самых памятных дней вашей жизни.
· Если
распространенное обращение разорвано членами предложения, запятыми выделяется
каждая его часть:
Земля, о тебе мои думы, родная, и
ныне.
Исторический комментарий.
Интонация
имеет такое название, как «звательная».
Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как
раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях.
До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.
5. Тренировочные упражнения
- Прочитайте предложения, соблюдая
звательную интонацию. Спишите, выделяя обращения знаками препинания.
Чаадаев,
помнишь ли былое?
Звезда моя печальная,
зажгись и помоги услышать песню дальнюю, знакомые шаги.
Дорогая синеглазая, праздник мой в
моей судьбе, всё, что в этой песне сказано, будет
только о тебе.
Вставай,
творящий чудеса! Кипи неистощимой
силой, мой Севастополь, город милый,
отчизны вечная краса!
Откройтесь,
жарой налитые просторы, разлейтесь до
самых небес, зеленя, расширься, гуденье соснового бора, и, ветер калужный, ударь на меня!
- Найдите в предложениях обращения:
1.
Соседка перестань срамиться. (Кр.)
2.
Ты с басом Мишенька садись против альта.
(Кр.)
3.
Вперед чужой беде не смейся Голубок. (Кр.)
4.
Старик я слышал много раз что ты меня от
смерти спас… (Л.)
5.
Ах ты степь моя привольная! (Кольц.)
Коммуникативный тренинг. Составление и использование
диалогов с использованием обращений.
·
Попросите в
железнодорожной кассе у женщины-кассира билет до Киева.
·
С какой
первой фразы вы обратитесь в редакцию газеты «Диалог» по поводу напечатанной
там статьи?
·
Какой первой
фразой вы начнете текст поздравления, адресованного любимому учителю?
·
Попросите
снявшего трубку взрослого пригласить к телефону вашего друга.
А
какова роль обращений в поэтической речи? Чтобы понять, какую роль играют
обращения в поэзии и почему они так необходимы поэтом, необходимо погрузиться в
поэтический мир А. С. Пушкина, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А. Т.
Твардовского.
А) Прочитайте отрывок из
стихотворения А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(А. С. Пушкин)
- Найдите в нём обращения. Какова
тема отрывка? (Осень)
- Чем помогло нам определить тему? (
Обращение)
- Об этом сказано прямо,
иносказательно или описательно? (Описательно).
Этот
прием (замена слова описательным выражением) называется перифразом.
Б) Выразительно прочитайте следующие
отрывки.
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(С.А. Есенин)
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
(А. С. Пушкин)
- Найдите обращения. В одном из
обращений использован перифраз.
- Чем обращения в поэтической речи
отличаются от обращений в разговорной речи? ( В поэзии речь обращена и к
одушевленным, и к неодушевленным лицам и предметам).
В
этом случае обращение является одним из приемов олицетворения.
Каким отношением проникнуты отрывки?
(Восторгом, любовью, нежностью).
В) Прочитайте отрывок из
стихотворения «Смоленским партизанам» А.Т. Твардовского.
Ой, родная, отцовская,
Что на свете одна,
Сторона приднепровская,
Смоленская сторона,
Здравствуй!
Слова не выдавить.
Край в ночи без огня.
Ты как будто за тридевять
Земель от меня
Ты огнем опаленная,
До великой черты,
Ты, за фронтом плененная,
Оскорбленная,-
Ты
Никогда ещё ранее
Даже мне не была
Так больна. Так мила-
До рыдания…
(А.Т. Твардовский)
- Найдите обращения.
- Попробуйте убрать обращение из
текста. Что произошло? (Непонятно, о чем идет речь, текст без обращений не
несёт информативной законченности, т.е., называя того, к кому адресована речь,
обращения часто сосредотачивает в себе центральную часть сообщения).
Г) Следующую функцию обращений в
поэтическом тексте рассмотрим на отрывке из стихотворения М. Цветаевой
«Генералы двенадцатого года».
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса.
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след.-
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Выбрали сердце и скалу,-
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
(М.Цветаева)
- Какова роль обращения в этом
отрывке? В широком, развернутом обращении дана целая характеристика времени.
Это обращение рисует нам романтические образы генералов Отечественной войны
1812-го года, передает грусть поэта о давно минувшем героическом времени.
Вывод:
Повышают эмоциональность, выразительность, создает высокий торжественный
стиль.
Совершим путешествие во времени и в
пространстве
- Существовала группа обращений,
которая не относилась ни к служебным, ни к родственным. Это сударь, батюшка,
господа, любезный, приятель, братец. В европейских странах, таких как Италия
использовали - сеньор, сеньора; во Франции-мадам, мадмуазель; в Англии-мисс,
мистерии и т. д.
- Есть ли традиционные обращения в
наших странах на современных этапах?
Есть, но их немного: гражданин,
товарищ. Обратимся к слову товарищ.
История его непроста, оно не раз
меняло значения.
В прошлом были такие должности, как
товарищ министра, товарищ прокурора, вместо современного заместитель министра.
После революции 1917г был забыт и коммерческий смысл слова. Не всегда товарищ
обозначало и друга. По словарю В.И. Даля - « соучастник в чем-либо».
Товарищ-человек, близкий по делу, член моей организации, моего общества. В этом
значение оно и нашло своё применение.
В послании « К Чаадаеву» поэт
обращается к другу дважды:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья…»
А через сто лет В. Маяковский
напишет:
«Не будь, товарищ, слепым и глухим,
Держи, товарищ, порох сухим!»
6.
Закрепление
материала
Расставьте
знаки препинания при обращении. Объясните их графически. Вставьте пропущенные
буквы.
1)
Простите верные дубравы!
Прости беспечный мир полей!
2)
Пока свободою г…рим,
пока сер…ца для чести живы,
Мой друг отчизне посвятим
Души пр…красные п…рывы.
3)
Смотри родная сторона
Как бьются братьев двадцать восемь!
4)
Цветы любовь деревня праздность
Поля я предан вам душой.
5)
Смерть а смерть ещё там дашь сказать одно
словечко?
6)
« Стой ямщик Дальше ехать не могу!»
7)
Что ты сер…це моё расходилося?
8)
Мать-отчизна дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
9)
Вот и мы! Здорово старая
Что насупилась ты кумушка!
10) Ребята
не Москва ль за нами?
11) Разбуди
меня завтра рано о моя терпеливая мать.
12) Поэта
дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
13) Как
я любил Кавказ мой величавый
Твоих
сынов воинстве (н,нн)е нравы.
14) Я
помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруже (н,нн)ые руки матерей
Святее вас нет ничего на свете!
15) Эй
ты остановись!
16) Отпусти
меня родная
7. Подведение итогов урока.
8 Рефлексия
Комментарии
Отправить комментарий