Тема 12. Вводные слова, словосочетания, предложения
Цели: дать понятие о вводных словах как
средстве выражения субъективной оценки высказывания; формировать умение
выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова
и члены предложения.
Интерактивные задания по теме
Интерактивные задания по теме
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
- Итак, начнем
урок. Запишите в тетрадях дату и тему урока: «Вводные слова, словосочетания и
предложения». Какие цели мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке?
- Так что вы
узнали об уточняющих членах предложения?
На доске записаны примеры:
1. Берега заросли (какими?) старыми, (какими
именно?) в два обхвата, деревьями.
( Уточнение – это сужение понятия,
ограничение объёма понятия: внизу. За городом, в сумочке, на правой стороне и
т.д. Уточнение является одним и тем же членом предложения, что и уточняемое
слово).
2. (Где?)
В небе, (где именно?) на востоке, краснеет одинокая звезда.
(Уточнять можно только то, о чем
один раз уже сказали, но недостаточно конкретно, поэтому возможна постановка вопросов:
где именно? куда именно? как именно? когда именно? какой именно?)
3. Маленький
дом, всего в три комнаты, стоял на горе, над северной рекой.
(Уточняющие члены предложения являются
обособленными членами предложения, поэтому выделяются на письме с обеих
сторон).
4. Все
были в большом смущении, особенно моя мать.
(О наличии уточняющего слова могут
сигнализировать специальные слова: особенно, даже, например, в том числе, в
частности, главным образом. каждое из них как бы добавляет уточняющему слову
какой-то оттенок усиления, ограничения, разъяснения).
5. Баклажаны,
или синенькие, как их иногда называют, - любимый овощ украинцев.
(С уточняющими членами предложения сходны
пояснительные члены, которые не сужают понятие, а дают ему другое наименование
и присоединяются специальными союзами: то есть, или, а именно. Какие примеры на
данное условие обособления уточняющих членов вы нашли в учебнике?)
6. Кроме рек, в Мещёрском крае много
каналов. Кроме большого дома в
Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке. В остальном, кроме мелочей, всё обстояло
благополучно. В автомобиле, кроме
водителя, сидел старик и женщина лет
сорока, со спокойным лицом. Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены трофейными автоматами. (кроме, помимо, сверх, включая исключают
предмет, выделяют из ряда подобных; дополнение)
3. Словарная работа (записаны
словосочетания на доске с пропуском и/е в приставке)
(Выполняется по вариантам: правописание приставок 3 группы (пре- и
при-).
* (с приставкой
пре-) беспредельная тоска, непрерывный поток, пребывание в санатории,
преодолеть трудности, презирая смерть, превысить скорость, прескучная история,
презабавная шутка, превратиться в бабочку, преследовать врага.
* (с приставкой
при-) непримиримая вражда, прибытие парохода, беспристрастный приговор,
приберечь для себя, приобрести за деньги, ненадолго присмиреть, приморский
ресторанчик, приблизиться к королю, приклонить голову к плечу, привнести
элемент новизны.
- Так при каких
условиях пишется приставка при-, пре-?
4. Синтаксическая минутка (предложение
заранее записано на доске):
- Расставьте
знаки препинания, выполните синтаксический разбор.
Я
остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислоняясь к углу домика, стал
рассматривать живописную окрестность.
- Объясните
пунктуацию предложения. Выполните синтаксический разбор: (повест., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однород.
сказуемыми, одиночным деепричастием и дееприч. оборотом).
5. Индивидуальная работа
- Укажите
номера предложений, в которых правильно расставлены знаки препинания: (Ключ:2,3,4,5,6,10 )
1.
Аносов начиная с
польской войны участвовал во всех кампаниях , кроме японской.
2.
«Нет, я не еду,»
- с удивлением, как будто обидевшись, поспешно сказал Пьер.
3.
И вот тут
началась та самая тишина, слушая которую охотник часами может сидеть у норы барсука.
4.
День клонился к
концу, исходя зноем от накалившейся за день земли.
5.
И, сонных лип
тревожа лист, порхают гаснущие звуки.
6.
Саша закрыла
учебник и, не сказав ни слова, тихо вышла из комнаты.
7.
А время
близилось, к усыпанному звёздами рассвету.
8.
От волнения, от
света в окнах, от запахов, в воздухе разносившихся от очагов с едой у Авдия
разболелась голова.
9.
Убаюканный
сладкими надеждами он крепко спал.
10.
Он бросил на стол фуражку, а я, бледный, замученный,
опустился на лавку и закрыл глаза.
6. Знакомство с новым материалом
Часто в своих высказываниях мы не только сообщаем о каких-то фактах,
явлениях, действиях, но и стремимся выразить своё отношение к предмету речи или
всему сообщению. Для этого нам приходится использовать слова, словосочетания
или предложения, никак не связанные с теми событиями, о которых идет речь, а
лишь косвенно намекая на то, откуда нам эта информация известна, насколько
правдоподобно то, что мы сообщаем, какие чувства вызывает эта информация, как
мы относимся к этому сообщению. Так в нашей речи появились вводные слова и
сочетания. Давайте понаблюдаем:
Полезно знать несколько языков.
(Данное предложение само по себе несёт информацию, которую трудно
оспорить. Но представьте себе такой вариант утверждения: бесспорно, несомненно,
разумеется, конечно и т.д.)
- Как мы примем данное утверждение? Совсем по-другому. Оно несет уже не
только информацию, но и чьё-то мнение, с которым мы также согласны. Чужая
уверенность невольно передается и нам.
Стихотворение А.Кушнера «Вводные
слова»
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь,
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем , смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
- О каком свойстве вводных слов шутливо говорит поэт?
- Так что значит выражение «Вводные слова представляют одного человека
другому в момент речи»? (С помощью
вводных слов говорящий выражает своё отношение к тому, о чем он сообщает. И
отношение это может быть разным)
- В силу того что отношение говорящего бывает разным, вводные слова
могут иметь различные значения. Обратите внимание на таблички на ваших столах «Основные группы вводных слов по значению».
- Какие значения могут иметь или выражать вводные слова и сочетания
слов? (работа по таблице). Зачитываются предложения с вводными словами
из таблицы учебника.
- Каково место вводного слова в предложении?
- Можно ли поменять позицию вводного слова?
- Какая позиция не характерна для вводных слов?
- Изменится ли смысл сообщения, если убрать из предложения вводное
слово? (Нет).
- Но при наличии вводного слова предложение имеет несколько иную
интонацию. Мы произносим часть с вводным сочетанием несколько быстрее, но перед
ним выдерживаем некоторую паузу, а на письме мы выделяем их запятыми. Кроме
того вводные сочетания осложняют предложение, являются обособленным членом
предложения. В предложении с вводным словом передаются два сообщения.
7. Тренировочные упражнения:
- Укажите вводные единицы в
предложениях, обращая внимание на их место и постановку знаков препинания при
вводных словах .
1.
Одним словом, в природе творится великая тайна
обновления. (способ оформления мыслей)
2.
Действительно, стоило полюбоваться оригинальной
картиной. (степень уверенности)
3.
Время, казалось, остановилось. (степень уверенности)
4.
Выкрашен он был в коричневый цвет и покрыт лаком,
который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился.
(эмоциональное отношение)
5.
Мои пытливые вопросы, очевидно, встревожили дядю.
6.
Во время болезни, я это хорошо помню, отец весело
возился со мною.
7.
Погода, я вам доложу, нестерпимая.
- Существуют
вводные слова, словосочетании, предложения? Как мы будем различать эти вводные
единицы?
( От вводных слов вводные предложения отличаются синтаксическим строением,
аналогичным строению односоставных или двусоставных предложений. Вводные предложения
могут присоединяться при помощи союзов или союзных слов).
8. Закрепление материала
- Работа по карточкам: № 3
- Выполняется задание № 4.
«Двойники»
9. Подведение итогов урока
10. Рефлексия
Комментарии
Отправить комментарий