Тема 11. Обособленные члены предложения (2-3 занятия)


Цели:  определиться с понятием обособленные члены предложения; повторить сведения о причастном и деепричастном оборотах и условиях их обособления; совершенствовать умение находить данные обороты, определяя их границы; правильно использовать в речи предложения с причастными и деепричастными оборотами, заменять их синонимичными конструкциями; формирование умения интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогами; работать над усвоением учащимися пунктуационной нормы, регламентирующей постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями

Интерактивные задания по теме

Ход учебного занятия
1.     Организационный  момент
 2. Фронтальный опрос:
- Какие члены предложения называются однородными?
1.     Однородными могут быть любые члены предложения;
2.     Соединяются сочинительной связью;
3.     Являются одним и тем же членом предложения;
4.     Относятся к одному и тому же члену предложения;
5.     Отвечают на один и тот же вопрос;
6.     Часто выражаются словами одной и той же части речи;
7.     Произносятся с перечислительной интонацией;
8.     На письме разделяются знаками препинания.
3.Закрепление изученного ранее
Расставьте знаки препинания. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
1.                   В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни.
2.                   Жди меня, и я вернусь, только очень жди.
3.                   Какие спелые плоды, как сладок запах свежей мяты!
4.                   Золотившаяся пыль вечернего солнца осыпала лес, и он осветился на синем фоне неба, как прозрачный.
5.                   В воздухе было тихо, и чирикала звонко какая-то птичка.
6.                   А на рассвете свищет дрозд и тенькают синицы.
7.                   Всё злей метель и с каждою минутой сердито рвёт последние листы.
8.                   Мальчишескому своеволью нет ни преграды, ни конца.

4. Работа над темой учебного занятия
Синтаксическая разминка. Наблюдение над языковым материалом Запишите предложения, объясните устно остановку знаков препинания. Вспомните всё, что вы знаете о причастных и деепричастных оборотах.
·     Юный лес, в зеленый дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
·     В тёмном углу сидел старик, сгорбленный, совсем маленький, погруженный в свои думы.
·     Босой, с запылёнными ногами, я стоял у двери на блестящем паркете.
·     Наивный  и доверчивый, он верит в правдивость самых невероятных историй.
·     Теперь осталось только безмерное, торжественное море, посеребрённое луной, и синее, усеянное звёздами небо.
·     Ищу грибы, вскрывая палочкой зелено-бархатные мхи.
·     Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень
- Попробуйте перестроить предложения в простые с однородными членами или в сложные.
- Сколько сообщений в каждом предложении?
- Чем выражены эти сообщения?
· Обособление – это смысловое выделение членов предложения при помощи интонации, чтобы придать им самостоятельность, усилить значимость. Главные члены предложения не могут передавать дополнительную информацию,  обособляться могут только второстепенные.
Обособляются  согласованные определения:
1.       согласованные определения, выраженные причастием, причастным оборотом, прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова: Имя княжны Осининой, окружённое блеском, отмеченное особенною печалью, стало чаще упоминаться даже в губернских кругах. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле.
НО! Сейчас сад стоял облетевший, озябший.  (определение включено в состав сказуемого)
2.       относящиеся к личному местоимению (обособление не зависит от позиции личного местоимения): Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! А он, мятежный, просит бури. Сердитый и встревоженный, он подался в деревню.
3.       одиночные определения, стоящие после определяемого слова, особенно если перед ним (определяемым словом) уже есть определение:  Неяркий свет, греющий, ласковый, бил в окна Приклонских.  Детские сны, яркие, розовые, продолжали радостные дни.
НО! Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. (определения тесно связаны с определяемым словом)
4.       одиночные и распространенные согласованные  определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют обстоятельственное значение (причины, уступки или времени). Такие обороты часто относятся к собственным именам существительным и могут быть иногда заменены оборотом со словом будучи:  Усталый, голодный и сильный, Оленин вернулся уже  сумерками. Испуганная, Поля отошла от окна.
5.       Распространенные или одиночные определения, оторванные от определяемого слова-существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли        определение впереди или после определяемого слова (так называемое дистантное            расположение): Стрелы, пущенные в него,  упали, жалкие, обратно на землю. Залитые солнцем, стлались за рекой пшеничные нивы.

Обособляются  несогласованные определения:
1.     выраженные существительными в косвенных падежах и относящиеся к личному местоимению или собственному имени:  Он, со своим умом и опытом, уже всё приметил.  Афанасий Лукич, без шляпы, с развевающимися волосами, шёл впереди колоны.
2.     выраженные существительными в косвенных падежах и сообщающие дополнительные признаки: Элегантный офицер, в фуражке, с золотыми дубовыми листьями, кричал что-то капитану.
НО! Больше всех был недоволен инженер с громовым голосом, в черепаховых очках. (нет необходимости в выделении)
3.     выраженные существительными в косвенных падежах и отделённые от определяемого слова другими членами предложения: На румяном лице его, с прямым носом, строго сияли голубоватые глаза.
4.     выраженные оборотом с формой сравнительной степени прилагательного (часто определяемому существительному предшествует согласованное определение): Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой.
НО! Зато в другое время не было человека деятельнее его (определение, относится к существительному, лишающемуся своего значения без употребления этого определения)
5.     выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами), если относятся к     личному местоимению:           Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого.
6.     выраженные инфинитивом, если перед ним можно вставить слово «а именно» (выделяется с помощью тире): Прекрасен данный жребий – просиять и умереть.

Не обособляются  согласованные определения:
1.   определения, стоящие перед определяемым словом, если они не  имеют обстоятельственного значения: В нескольких шагах от дома он увидел остановившуюся перед  дверями двухместную карету. Уходящий в прошлое день не принёс ничего необычного.
2.   стоящие после неопределённых, отрицательных, определительных, указательных, притяжательных местоимений. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Все приехавшие в гости разбрелись по цветущему саду.
3.   связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым: Солнце взошло мутное, заспанное и холодное. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость. Скитался он иссохший, бледный.
4.   стоящие после определяемого слова, которое само по себе не выражает нужного смысла и нуждается в определении: Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Чувство горестное и горькое, не лишённое какой-то страстной отрады, сдавило  ему сердце.
5.   Относящееся к личному местоимению, если по смыслу тесно связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Она выходит из задних комнат уже окончательно расстроенная. До шалаша мы добежали уже окончательно промокшие насквозь.
6.   Если определение стоит в форме В. п., который может быть заменён Т. п.:  И потом он видел его лежащего на жесткой постели в доме бедного соседа. (ср. видел  его лежащего ).
  
Приложения обособляются:

1.   распространённые приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному, (чаще всего они стоят после определяемого слова): Братец, любимец матери, много пел. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате.
2.   если относятся к собственному существительному и стоят после него, а также личному местоимению (положение любое): Лишь он, единственный друг, остался рядом.  То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник. Вепрев, командир роты, вышел. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
НО!  Распространенное приложение, стоящее перед собственным существительным, обособляется тогда, когда имеет  дополнительный оттенок причинности.
3.   одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, если определяемое слово имеет при себе пояснительные слова, а также с целью усиления смысловой роли приложения: На письме, вручённом Литвинову, стоял адрес одной из дрезденской приятельницы, немки. Там он встретил одного человека, немца.
4.   приложения, присоединяемые союзами то есть, или (в значении «то есть»), словами даже, например, в особенности, по имени,  родом, в том числе: У него был приятель, по фамилии Ухов.  Его приятели, то есть все порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его доброе имя.
5.   приложения, присоединяемые союзом как, имеющие значение причинности: Всё это я рассказываю вам, как писателю. Как человек волевой, майор никогда не опаздывал.
НО! Если союз как имеет значение «в качестве», то запятые не ставятся: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

Обособляются всегда обстоятельства, выраженные:
§  деепричастными оборотами;
§  одиночными деепричастиями.
§  обстоятельства уступки, выраженные  существительными с предлогами несмотря на, невзирая на: Несмотря на падающий снег, настроение не улучшилось.

НО! Существительные с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие, вопреки или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, во избежание, при условии т.д. не всегда обособляются. Только если оборот сильно распространён и стоит или в начале и в середине предложения.
Деепричастия и деепричастные обороты, связанные неповторяющимися союзами или разделительными союзами запятой не отделяются.
Деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от  предшествующего союза: И, сказав эти слова, Бамбаев обратился к стоящему рядом молодому человеку.
НО! После союза  а, если нет противопоставления и оборот тесно связан с этим союзом, запятая между ними не ставится: Прочитайте внимательно правило, а прочитав его,  приступайте к выполнению упражнения. (нельзя сказать «Прочитайте…., а…. приступайте»)
НО! Если в предложении есть противопоставление, то запятая после союза  а ставится: Не приступайте сразу к выполнению  упражнения, а, прочитав условие, вспомните основные правила.Не приступайте сразу …, а вспомните…»)
Не обособляются:
1)  выраженные деепричастиями, перешедшими в наречия (нехотя, молча, стоя, лёжа, шутя, не спеша, не глядя и т.д.) Они разговаривали стоя.
2)  выраженные фразеологическими оборотами: Лакей сломя голову бросился исполнять указания барыни.
3)  если деепричастный оборот тесно связан по содержанию со сказуемым: Она играла не глядя на клавиши.  Она сидела уставившись в одну точку.
4)  если деепричастие в качестве зависимого слова имеет союзное слово который в составе придаточного определительного: Впереди была роща, войдя в которую Степан прилёг на траву.

5. Тренировочные упражнения
5.1.Самостоятельная работа (А22)
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.
1) 1, 2,3            2) 1,3                       3) 3,4                             4) 1, 2, 3, 4
2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.
1) 1, 2                               2) 2,3         3) 3,4               4) 1, 2, 3, 4
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.
1) 1           2) 1,2,3               3) 3,4                 4) 1, 2, 3, 4
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
 Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.
1) 1, 3                   2) 2                       3) 3                              4) 1, 2, 3
- Каковы условия обособления определений? (Стоят после определяемого существительного, относятся к личному местоимению.)
- Каковы условия обособления приложений? (п. 24, стр. 109)(Относятся к личному местоимению, стоят после определяемого существительного, стоит перед определяемым существительным, имея обстоятельственное значение: причинное, условное, временное, уступительное; если стоит перед определяемым существительным, но между ними есть другие слова, в результате чего определяемое существительное стоит в конце предложения.)
- Сравните предложения в парах. В каком из предложений содержится одно сообщение, в каком – два?
1. Вдохновилось длилось месяцы. (1 сообщение)  Вдохновениепредел мечтаний художниковдлилось месяцы. (2 сообщения)
2. В Париже русские художники не приняли Кипренского. – В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его.
3. Скоро придёт апрель. – Скоро придёт апрельсамый шумный месяц вешней воды.
- Замените в предложениях обособленные определения обособленными приложениями:
1. Перед школьниками выступил Петр Михайлович Кузнецов, участвовавший в Великой Отечественной войне. – Перед школьниками выступил Пётр Михайлович Кузнецов, участник Великой Отечественной войны.
2. Мы помним Юрия Гагарина, покорившего космос. – Мы помним Юрия Гагарина, покорителя космоса.


5.2.Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.
·       Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
·       Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
·       Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
·       Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
·       Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
·       Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.
·       Работая в группе, были достигнуты значительные результаты.
·       Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа.
·       Любуясь закатом, меня искусали комары.
·       Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.
·       Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.
5.3.Преобразуйте данные пары предложений в простые с деепричастными оборотами (они могут стоять в любой части предложения).
1. На опушке леса стояла стройная березка. Она робко ш..лестела листвой.
2. Летний вечер тихо таял. Он как бы перел..вался в теплую ночь.
3. Шофер ост..новил машину. Он увидел красный сигнал светофора.
4. Снег под порывами ветра осыпался с вершин дерев..ев. Он сверкал на солнце.
5. Птицы весело щ..бетали в лесной чаще. Они радовались первым лучам солнца.
- Каковы условия обособления приложений? (Относятся к личному местоимению, стоят после определяемого существительного, стоит перед определяемым существительным, имея обстоятельственное значение: причинное, условное, временное, уступительное; если стоит перед определяемым существительным, но между ними есть другие слова, в результате чего определяемое существительное стоит в конце предложения.)
5.4.Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, имеющие уступительное или причинное значение всегда обособляются и выделяются запятыми:
ü  Несмотря на поздний час, никто не думал о сне.
ü  Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.
ü  Благодаря массе новых впечатлений, день для него прошёл незаметно.
ü  Ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
ü  Благодаря отличной погоде, улицы нашего города снова оживились.
Работа у доски:
· Чёрные аисты, в отличие от белых, сторонятся человека и обычно прячутся в кронах высоких сосен.
· Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

6.   Подведение итогов учебного занятия
Контрольный тест.
            I.Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
          II.Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
        III.Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.-М.) 
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А.Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В.Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
       IV.Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1)Уже было начало июля, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
IV – 1, 3, 5.

7.                   Рефлексия



Комментарии