Тема 10. Однородные члены предложения


Цели: повторить ранее изученное об однородных членах, их видах и оформлении на письме; совершенствовать навык постановки знаков препинания при однородных членах; отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; формировть умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их на письме; работать над грамотным письмом и развитием коммуникативной культуры учащихся; работать с материалами диагностического тестирования и ЦТ

Интерактивные задания по теме

Ход учебного  занятия
1.     Организационный момент
2.     Разминка
- Строение каких слов соответствует схеме: корень + суффикс + суффикс + окончание? (1,3,4,6,8,9,10)
1) влажность; 2) богатство; 3) активистка; 4) мокнувший; 5) безумие; 6) длинноватый; 7) аптечка; 8) известняковый; 9) сохнувший; 10) бегунья
- Морфологические нормы нарушены в примерах: (1,3,5,6,9,10.11,12)
1) около пятиста публикаций; 2) прилягте на диван; 3) купаться в пруде; 4) пачка вафель; 5) в романе Жюль Верна; 6) из маленького семя; 7) военные инженеры; 8) наидобрейший человек; 9) в двух тысяча пятом году; 10) убедюсь сам; 11) более плодороднейшие земли; 12) как хочете, так и делайте.
3.     Актуализация знаний
- Что такое однородные члены? (Однородные члены – это такие члены предложения, которые занимают одну и ту же синтаксическую позицию в предложении: отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одинаковыми членами предложения, чаще всего относятся к одной части речи).
- Может ли в предложении быть несколько однородных членов? (Да, несколько рядов однородных членов может быть в предложении. К тому же однородные члены могут быть распространенными, имея при себе зависимые слова.)
- Равноправны ли между собой однородны члены? (Да, так как они связаны сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией.)
Однородные члены предложения - это члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, то есть  зависят или относятся к одному и тому же слову. Однородные члены предложения соединены сочинительной связью при помощи сочинительных союзов или без них. В роли однородных могут выступать все члены предложения:
подлежащие: Мама и папа ушли на родительское собрание.
сказуемые: Никто ничего не знает и не понимает.
определения: Я купила в магазине черные и синие ручки.
дополнения: В школе я изучаю математику, физику и геометрию.
обстоятельства: Мы гуляли по лесу, у реки и в саду.
Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными, согласованными и несогласованными. Не все определения, относящиеся к одному и тому же слову в предложении, однородные.
Члены предложения неоднородны, если:
·       повторяется одно и то же слово для того, чтобы подчеркнуть длительность действия, множество предметов и т.д.:  Еду, еду домой. В черном, черном  городе...;
·       слова входят в устойчивые выражения: и день и ночь, ни то ни се и т.д.;
·    рядом стоят два глагола в одной и той же форме (они представляют собой единое сказуемое): пойду посплю часок.

- Из курса 5 класса вы знаете, что слова, имеющие более широкое значение, называются обобщенными. Обратите внимание на предложения на доске:
·     Химические элементы: марганец, калий, серебро, медь.
·     Луковичные растения: тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы.
·      Марганец, калий, серебро, медь – химические элементы.
·      Тюльпаны, нарциссы, лилии, гладиолусы – луковичные растения.
-- Составьте сами предложения такого же типа, правильно расставляя знаки препинания.
-- От чего зависят различия в постановке знаков препинания?
ОС … : ОЧ.
ОС, а именно: ОЧ. (как-то, например, то есть)
ОС … : ОЧ – конец предложения.
ОЧ … -- ОС.
ОЧ … -- ВС, ОС.
- Где может в предложении находиться обобщающее слово?
- Какие знаки препинания при этом ставятся?
Обобщающее слово -  слово, которое является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения, и выступает в роли более общего обозначения понятий, выраженных однородными членами.
В актовый зал пришли все: учителя, ученики, родители.
Определения однородные, если:
·   обозначают отличительные признаки разных предметов: В воздухе летали белые, жёлтые, зелёные и синие шары.
·     обозначают разные признаки одного предмета, которые характеризуют его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг над рекой.
·       обозначают признаки одного предмета, которые характеризуют eго с разных сторон, но в условиях контекста они объединяются одним признаком: Крупные, дутые бусы обвивали смуглую, худую шею.
4.      Тренировочные упражнения
- Объясните, почему определения в данных предложениях считаются однородными  (устно).
1.   Летняя, ослепленная солнцем Москва вертится вокруг меня и кружит мне голову.
2.    Коляска катилась по пыльной, пухлой дороге, обсаженной высокими берёзами.
3.     Утренняя роса оставила на лепестках розы несколько чистых, прозрачных слезинок.
4.     Приближался осенний, скверный, туманный рассвет за окном.
5.    Солнце едва-едва взошло, всё вокруг купалось в густой, прохладной росе.
6.     Мне снился ангел грустный, белоснежный, с улыбкой сожаления в глазах.
7.     Всё вокруг волновало и радовало меня и было в то же время как бы подёрнуто лёгкой, прелестной, беспричинной грустью молодости.
8.     Ей пришла в голову непривычная, невероятная, невозможная мысль.
9.     Помните ли вы наши долгие, неторопливые прогулки вдоль морского берега?
10.   Бледное на прозрачном, стеклянном небе солнце слабо золотило ленивую Неву.
- Объясните, почему определения в данных предложениях считаются неоднородными.
1.               Высокие запылённые тополя шумели от знойного ветра возле большого белого вокзала.
2.               Над ночной замёрзшей полярной Невой опрокинулся ковш созвездия Большой Медведицы.
3.               Я люблю весёлые наши перелески и не променяю их на тяжелую медноствольную корабельную чащу.
4.               Я довольно смело поднялся по изящным ступеням, перевитым среди перил цветущим австрийским вьюнком.
- В каких предложениях перед всеми выделенными союзами И следует поставить запятую? Почему?
1. Под звуки прошлое встаёт и близким кажется и ясным.
2. Ёжик еще больше съёжился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина.
3. Грустя и плача и смеясь, звенят ручьи моих стихов.
4. Красивый очаг и огонь в очаге и котелок, кипящий на огне, были нарисованы на куске старого холста.
5. Три раза ударили в колокол и занавес поднялся.
6. Вынула Алёнушка цветочек аленький из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего.
7. Вот и кончен день и погас и отгорел и пала ночь на городок.
8. На празднике зимы красуется земля и нас приветствует живительной улыбкой.
9. Была туманная зима и были нежные берёзы.
10. Земля по временам сочувственно вздыхает и пахнет смолами и пылью и травой.
11. Я встреч не жду  и оттого светлей и чище вздох окраинных полей.
- Обобщающие слова при однородных членах  (анализ предложений):
1.        Вскоре не стало видно ничего: ни тропинки, ни зарослей кустов.
2.        Господствующие лесные насаждения на Украине – это хвойные леса, а именно: ель, сосна, пихта, кедр. (как-то, а именно, то есть)
3.       Ничто: ни быстротечность собственной жизни, ни скорое возмужание собственных детей – не даёт такого резкого ощущения времени, как знакомство с древней страной. Всё: трава, кусты, цветы – всё кругом шумело и шуршало, словно живое.
4.        В огородах, в садах, у проезжих дорог – повсюду увидишь зелёную иву.
5.     Мягкая мебель, драпировки на окнах, ковры, бронза – одним словом, всё было убрано во вкусе буржуазной роскоши.
6.   Лужи, кучи сваленного хвороста, ствол дерева, лежащий поперек широкого ручья, --всё мешало продвигаться вперед.
- Расставьте знаки препинания в предложениях
1.Устало все кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился, и ночь, и тихо спящий лес, и жёлтый тот листок, что наконец свалился.
2.Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звёзд, и горечь воздуха, и далёкий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней,- всё это полночь.
3.Нигде: ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа, он нужен не только людям, но и птицам.
4.Казалось, что у нее есть все, что нужно человеку для полного счастья: и ум, и сердце, и образование, и богатство.
5.На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки.
6.Кувшин, в кургане найденный, и фреска в забытой церкви - всё меня влечёт.
7.Плохо выбеленные потолок и стены с тёмными пятнами сырости по углам, старые выгоревшие портьеры и видавшая виды одежда актёров – словом, всё позволяло безошибочно определить, что театр переживает трудное время.
8.И всё это: огромная и пышная вершина клёна, светло-зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблок, груш, черемух, солнце, синева неба, кусты сирени, акаций и смородины -- всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.
9.Гости говорили о многих приятных и полезных вещах,  как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах.
10.  Гимназии и лицеи опустели, и стар и млад - все ушли в солдаты.
11. На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
12. Всё у него в доме:  и музыка, и кушанья, и вина - не только не могло назваться первоначальным, но даже и во вторую степень не годилось.
13. Месяц,  проведенный в Швейцарии, жизнь без тревог и забот, разговоры нараспашку и смех в дружном кружке русских - всё сделало из него неузнаваемого человека.
5.     Графический диктант
- Составьте схемы предложений с однородными членами и объясните постановку знаков препинания.
1. Мурка обошла несколько раз горшочек с молоком, попробовала его лапкой, подула на молоко сверху и начала лакать.
2. Восходит солнце и по горам, и по долинам лучисто бродит, лучи наводит то здесь, то там.
3. Садилось солнце и из-за леса косым лучом озаряло пруд, мостик и края берега.
4. Мне не хочется писать ни стихов, ни прозы, хочется людей спасать, выращивать розы.
5. Память, словно ребёнок, ранима и куда-то зовет и зовет.
6. Прошел год, другой, начался третий, а от взятых на войну ни слуху ни духу.
7. Среди ночного безмолвия слышны только мурлыканье кота, и мерный стук стенных часов, да за перегородкой сонное бормотанье станционного смотрителя.
8. Каждый поэт – явление не только литературное, но и музыкальное.
9. Всюду веяло теплом, весною и негой, жизнью и радостью.
10. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился.
- Выполните синтаксический разбор предложений, опираясь на порядок синтаксического разбора простого предложения
·И в сегодняшний ветреный июньский вечер старик, накрывшись прорезиненным плащом и обмотав шею чёрным шерстяным кашне, ступая на цыпочках, вышел за калитку и пошел по аллее. (Повеств., невосклиц., простое, двусост., полное, распростр., осложнено однородными деепричастными оборотами, однородными сказуемыми и неоднородными определениями)
·Поравнявшись с новой некрашеной дощатой оградой, он свернул направо к небольшому, скромному деревянному домику с пристроенным наверху скворечником. (Повеств., невосклиц., простое, двусост., полное, распростр., осложнено деепричастным оборотом,  однородными определениями)
-  Графический диктант
Составьте схемы предложений с однородными членами и объясните постановку знаков препинания.
1. [Мурка обошла несколько раз горшочек с молоком, попробовала его лапкой, подула на молоко сверху и начала лакать].
2. [Восходит солнце и по горам, и по долинам лучисто бродит, лучи наводит то здесь, то там].
3. [Садилось солнце и из-за леса косым лучом озаряло пруд, мостик и края берега].
4. [Мне не хочется писать ни стихов, ни прозы, хочется людей спасать, выращивать розы].
5. [Память, словно ребёнок, ранима и куда-то зовет и зовет].
6. [Прошел год, другой], [начался третий], а [от взятых на войну ни слуху ни духу].
7. [Среди ночного безмолвия слышны только мурлыканье кота, и мерный стук стенных часов, да за перегородкой сонное бормотанье станционного смотрителя].
8. [Каждый поэт – явление не только литературное, но и музыкальное].
9. [Всюду веяло теплом, весною и негой, жизнью и радостью].
10. [Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился].

- То, что определения могут выступать в роли однородных членов, вы знаете, находить однородные определения в предложениях вам удавалось, но сегодня мы обратим внимание на то, что не все определения могут являться однородными и разделяться на письме запятыми.
Сравните предложения:
·        На полянке пестрели белые, синие, красные цветы.
·        На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платья.
·        Мама купила большой красный сладкий арбуз.
·        Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.
цвет
размер
вкус
форма
материал
Белый, синий, красный, черный, зеленый
Большой, маленький, огромный, мизерный, громадный
Сладкий, кислый, солёный, горький
Круглый, квадратный, шарообразный, прямоугольный, продолговатый
Стеклянный, оловянный, деревянный, шерстяной, шелковый, ситцевый
·       Если определения характеризуют предмет с одной стороны, то они однородные, а если нет, то неоднородные и на письме не разделяются запятыми.
Однородные определения
Неоднородные определения
Каждое из однородных определений относится к определяемому слову.
К определяемому слову относится ближайшее определение, другое – к сочетанию ближайшего определения с определяемым словом.
Характеризует предмет или ряд предметов с одной стороны, в одном отношении.
Характеризует предмет с разных сторон.
Соединяются между собой сочинительной связью (между ними можно вставить союз и).
Между ними нет сочинительной связи (нельзя вставить союз и).
Произносятся с интонацией перечисления.
Произносятся без интонации перечисления.
Сочетание однородных определений (если они не эпитеты) нельзя перестроить в предложение: карие, синие глаза – нельзя: синие глаза были карими.
Словосочетание с неоднородными определениями всегда можно перестроить в предложение: высокий каменный дом – каменный дом был высоким.

6.     Подведение итогов учебного занятия
7.      Рефлексия

Комментарии