Тема 1. Синтаксис как раздел науки о языке


Цели: выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; единицы синтаксиса; средства связи единиц синтаксиса; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним доброжелательными, развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент
  2. Ознакомление с литературой для расширения знаний, контроля и самоконтроля знаний
  3. Предмет и задачи синтаксиса  
? - Вспомните, по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология).
? - В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология?

А теперь представьте себе, что в предложенном вам отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст.
Синий май.
Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке. (С.Есенин)
- Что получилось? 
Синий, май, заревой, теплынь, не, прозвякнуть, кольцо, у, калитка, липкий, запах, веять, полынь, спать, черемуха, белый, накидка
? - Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания.)
? - Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст? (Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.) 
? - Итак, определим тему занятия: «Синтаксис: предмет и задачи».
- Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение,  которое «рассыпалось» на следующие словоформы: Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. 

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения. 
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом. 
Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов. 


Термином «синтаксис» обозначается:
1) синтаксический строй языка, который вместе с морфологией составляет грамматику языка;
2) учение о синтаксическом строе русского языка. Единицами синтаксиса являются словосочетания,  предложения.  В предложениях как синтаксических единицах выделяются более частные единицы. Выделяются разделы: синтаксис словосочетания; синтаксис предложения. 
Синтаксис предложения делится на синтаксис простого предложения и синтаксис сложного предложения. Синтаксис простого предложения делится на синтаксис неосложненного и синтаксис осложненного предложения. Синтаксис сложного предложения: СПП, ССП, БСП, ССК. Выделяется сложное синтаксически целое (текст). 
Синтаксис как наука очень сложная структура. 
К синтаксическим (грамматическим) средствам русского языка относятся все те средства, с помощью которых слово или несколько слов могут оформляться по законам данного языка как отдельные единицы связной речи. В русском языке к ним относятся: грамматические формы знаменательных слов, формоизменения; служебные слова; порядок слов; интонация. При помощи форм слова и служебных слов осуществляется синтаксическая связь слова, словосочетания и предложения. Выбор нужных форм происходит по правилам согласования и управления. При построении предложения используется и порядок слов – взаимное расположение слов в словосочетания и предложения. 

Существуют определенные правила расположения слов. 
Грамматической нормой является:
а) расположение сказуемого после подлежащего ;
б) согласованное определение стоит перед определяемым словом; несогласованное после подлежащего. 
Главный признак любого синтаксического построения это синтаксические связи и отношения. 
Основные типы связи :
а)   между словами в словосочетании(согласование, управление, примыкание);
б)   между словами в словосочетаниях(определительные, объектные, обстоятельные)
в)   между частями предложения(условные, временные, противительные) 
     
Синтаксические отношения делятся на: предикативные (подлежащее и сказуемое) и непредикативные. Бывают полупредикативные (между основой и обособленной частью предложения). 
      Синтаксические отношения – отношения между компонентами синтаксических единиц (словами в словосочетаниях, между членами предложения, между частями предложения), выражаемые через синтаксические связи и отражающие отношения между предметами и явлениями действительности. 
      Синтаксические единицы (словосочетания, предложения) связаны с единицами других уровней языка, так как они строятся из словоформ. 


4. Словосочетание как единица синтаксиса
Словосочетание – это сочетание двух или более самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически: березовые почки, направиться к берегу, человек высокого роста.
Словосочетание точнее и конкретнее, чем слово: машина – легковая машина, прохладный – по-осеннему прохладный, бежать – быстро бежать
? - Как называются слова в словосочетании?
Не являются словосочетаниями:
- Грамматическая основа предложения
- Группы однородных членов предложения
- Сочетания предлога и самостоятельной части речи: несмотря на неудачу,  благодаря тебе
- Опорное слово с относящимся к нему обособленным членом предложения: Заметались, почти касаясь воды, ласточки
Словосочетания бывают в зависимости от компонентов простые и сложные
В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: бегло читать, высокий дом, книга студента, слушать лекцию и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое - зависимым, определяющим. Простые словосочетания не обязательно бывают двусловными: распространение слова может быть произведено путём цельного синтаксического или фразеологического словосочетания: принять участие в состязании, самая интересная книга, человек высокого роста, юноша двадцати лет. Такие словосочетания семантически являются простыми (ср. участвовать в соревновании, интереснейшая книга, высокорослый человек, двадцатилетний юноша)
- Укажите все простые словосочетания
Чем дар отличается от способностей? Всякий дар в своем деле предполагает соучастие души, тогда как в деле даже очень способного человека соучастие души не требуется. Умный человек отличается от глупого не тем. Что он не говорит глупостей, а тем, что он их говорит гораздо реже.
- Укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость слов. Определите, чем вызвано это нарушение.
Персональный компьютер, меньшая половина, большая часть, страшно доволен, облокотиться спиной, коричневые волосы, темные брови, русая краска, выразить содействие, оказать помощь, ужасно интересный, узловой сук, водяная гладь, болотистая вода, страховая компания
- Замените, где возможно, данные ниже конструкции синонимичными словосочетаниями:
Пюре из картофеля, улыбка друга, пирог с яблоками, шкаф для книг, произведения искусства, хвост зайца, требование моды, кусочки льда, венок из васильков, начало спектакля, книги для юношества, музеи Минска
- Замените слова синонимичным ему словосочетанием:
Победить, отсвечивать, ремонтировать, ошибиться, сломаться, согласиться, убирать,
- Найдите лишнее:
1. Работать на компьютере; несмотря на усталость; кто-то пришел; день или ночь
2. Укрыться одеялом; красивый мужчина; растет неподалёку; зажегся свет
3. Идти лесом; писать карандашом; говорить бабушке; купить книгу
4. Кашне из шелка; окно напротив; удобное кресло; сидеть прямо
5. Петь долго; приказал отправить; увидеть колибри; идти не спеша
6. Решил укрыться; буду надеяться; захочет ответить; нужно напечатать

5. Работа с тестовыми заданиями

6. Подведение итогов занятия: выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А.Шахматов, В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.) учебное сообщение

7.Рефлексия

Комментарии